Ряжск


Станция Ряжск I — узел железнодорожных линий на Рязань, Тулу (Московская железная дорога), Пензу (Куйбышевская железная дорога), Мичуринск (Юго-Восточная железная дорога) и автодорог.

Расположен в 117 км к югу от Рязани на северо-западной окраине Окско-Донской равнины, на высоком и крутом берегу реки Хупта.

Преобладает умеренно континентальный климат. Июль самый тёплый месяц в году, его средняя температура около 19,3 °C, а самый холодный месяц — январь, со средней температурой около −10.2 °C.

Первичная форма названия — Рясск (Ряской город, Рясское городище, Ряской) была мотивирована географическими именами с основой ряс-. В XVI—XVII веках между реками Рановой и Рясой (бассейн Воронежа) существовал Рясский волок, проходивший через Рясское поле. Местность эта была так названа по группе речек с общим наименованием Ряса (Рясы), имеющих при себе уточняющие определения (Становая, Московая, Ягодная, Гущина, Раковая и др.). Гидроним возник из народного географического термина ряса — «мокрое место, топь».

Последующее ослабление первичной мотивации названия города привело к появлению новой смысловой связи со словом ряж — гидротехническое сооружение в виде деревянного сруба, что было отражено в гербе населённого пункта, принятом в 1779 году. Этому способствовала память о том, что город Ряжск на реке Хупта прежде выполнял оборонительную роль на южных рубежах Русского государства.[4]

Впервые город упоминается в исторических актах в 1502 году под названием Рясское Поле[2]. Возник на севере Рясского поля как укреплённый пункт, контролировавший волок, который соединял бассейны рек Ока и Дон. После разрушения татарами первоначального укрепления новая Ряжская крепость была выстроена воеводой Михаилом Колычёвым на берегу Хупты в 1557 году. В XVI—XVII веках Ряжск входил в Большую Засечную черту, защищая русские земли от набегов крымских и ногайских татар.