Московско-Казанская железная дорога (СССР)


Возникла в 1918 году в результате национализации акционерного общества Московско-Казанской железной дороги. В том же году были пущены в эксплуатацию участки АрзамасШихраны, АгрызВоткинск, ЮдиноДербышки.[3][4] В условиях Гражданской войны продолжалось строительство Казанбургской железной дороги: сквозное движение по ней было открыто в 1920 году, однако полноценная эксплуатация этой дороги началась в 1924 году.[5][3] В 1926 году участок Дружинино — Свердловск передан Пермской железной дороге.[6] Во второй половине 1920-х годов были построены участки Зелёный ДолЙошкар-Ола и Казань — Дербышки.[7][8]

В 1929-1930 годах в состав МКЖД вошёл участок Рязань — Мичуринск и участки Сызрано-Вяземской железной дороги, в состав Пермской и Самаро-Златоустовской железных дорог были переданы участки ЯнаулДружинино и ИнзаУльяновск соответственно.[2]

В 1935 году была сдана в эксплуатацию линия Зелёный Дол — Волжск. По состоянию на этот год длина путей МКЖД составляла 4675 км, из которых 1393 км (29,8%) проходили по территории Средневолжского края, 1250 км (26,7%) по территории Горьковского края (в том числе по Чувашской АССР 288 км, по Удмуртской АО 140 км и по Марийской АО 94 км), 1003 км (21,5%) по территории Московской области. На Центрально-Чернозёмную область, Татарскую АССР, Ивановскую область, Уральскую область и Башкирскую АССР приходилось по 336, 263, 254, 131 и 43 километра соответственно.[9]

МКЖД делилась на 8 эксплуатационных отделений (районов) с центрами в Москве, Казани, Муроме, Рязани, Рузаевке, Пензе, Мичуринске и Сызрани.[10]

В 1936 году упразднена, бо́льшая часть МКЖД была разделена между Ленинской и Казанской железной дорогами; участки Сызрань — Инза и Сызрань — Кузнецк вошли в состав Куйбышевской железной дороги, а участки АрзамасГорький и МуромКовров переданы Горьковской железной дороге.[11]