Горьковская железная дорога


Го́рьковская желе́зная доро́га (ГЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги», занимающийся эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры на территории Нижегородской, Владимирской, Московской, Кировской, Рязанской областей и республик: Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий Эл. Линия Агрыз — Солдатка проходит по территории Республики Башкортостан, Пермского края и Свердловской области; станция Сусоловка расположена на территории Вологодской области.

Управление дороги находится в Нижнем Новгороде. Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971).

Образована в 1936 году выделением из Московско-Курской железной дороги. В 1961 году в состав дороги вошли участки Казанской железной дороги[3], которые в свою очередь были сформированы из Московско-Нижегородской, Московско-Казанской, Вятско-Двинской железных дорог. В 2003 году, в результате реформы, стала филиалом ОАО «РЖД».

Общая протяжённость главных железнодорожных путей — 7987 км. Общая развёрнутая длина путей — 12 066,4 км.

Первые проекты строительства железной дороги до Нижнего Новгорода относятся к 30-м годам XIX века. К строительству сети железных дорог, среди которых одной из первых была Московско-Нижегородская, Россия смогла приступить лишь в конце 1850-х годов.

На участке Москва — Владимир работы начались в первой половине мая 1858 года. На участке Владимир — Нижний Новгород строительство развернулось только с весны 1859 года. Официальное открытие движения поездов на протяжении 177 вёрст от Москвы до Владимира состоялось летом 1861 года. Строительные работы на участке Владимир — Нижний Новгород велись ещё более года. Полностью Московско-Нижегородская железная дорога была открыта для движения 1 августа 1862 года. Через 30 лет линия стала двухпутной.