Московско-Курская железная дорога


Московско-Ку́рская желе́зная доро́га — казённая железная дорога в России, существовавшая в период с 1866 по 1918 годы. Проходила по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Дорога связывала центр России с юго-восточными районами страны[1].

В мае 1864 года издан указ о строительстве железнодорожной линии Москва — Орёл.[2] Эта линия являлась головным участком Южной железной дороги. 2 декабря 1865 года утверждается план линии от Орла до Курска.[3] Строительство дороги возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев. Строилась дорога силами вольнонаёмных рабочих и солдат.

На дороге было построено несколько депо, 19 станций были оборудованы грузовыми платформами и складами.

Линия Москва — Серпухов открыта 17 ноября 1866 года[4], Серпухов — Тула открыта в 1867 году[5], от Тулы до Орла — 15 августа[6], а до Курска — 7 сентября 1868 года[7][8]. Протяженность дороги на 1868 год 542,7 км[1]. Максимальный продольный уклон пути на железной дороге был 8 ‰, наименьший радиус кривых в поворотах — 640 м [9].

Через несколько лет после строительства дороги, с целью увеличения провозной способности дороги, была начата реконструкция: заменялись лёгкие рельсы, подсыпался балласт, увеличивалось число станций.

Здание Курско-Нижегородского вокзала в Москве построено в 1894—1896 годах по проекту архитектора Н. И. Орлова, при участии М. А. Аладьина[10]. Несколько зданий построено по проектам архитектора М. Ю. Арнольда.