Казанская железная дорога


Казанская железная дорога[a] — железная дорога, существовавшая в СССР[2]. Проходила по территории Московской, Владимирской, Горьковской, Ульяновской, Кировской, Молотовской и Свердловской областей, Мордовской, Чувашской, Марийской, Татарской, Удмуртской и Башкирской АССР. Протяжённость дороги составляла 2738 км. Управление железной дороги находилось в Казани[2].

Была сформирована в 1936 году разделением Московско-Казанской железной дороги на Казанскую (управление в Казани) и Московско-Рязанскую (управление в Москве). Кроме того, в состав дороги вошёл участок бывшей Казанбургской дороги ЯнаулДружинино (не включая последнюю), ранее относившийся к железной дороге им. Л. М. Кагановича (Пермской).[3] Граничила с Ленинской железной дорогой по станциям Куровская и Красный Узел и с железной дорогой им. Л. М. Кагановича по станции Дружинино.[4]

В состав КазЖД вошли два отделения (эксплуатационных района) Московско-Казанской (Казанское и Муромское) и одно (Красноуфимское) из железной дороги им. Кагановича.[5] Вдобавок к ним был созданы три новых отделения: Сергачское, Алатырское и Агрызское.

В 1940 году введён в эксплуатацию участок КанашЧебоксары, а в 1942 году как часть Волжской рокады введён в эксплуатацию участок СвияжскСельд.[8]

В 1943[9] году началось движение по участку ИжевскПибаньшур («Ижевская рокада»); в следующем году была построена железная дорога Ижевск — УваКильмезь.[10] В 1944 году железнодорожная линия Зелёный Дол — Йошкар-Ола была продлена до станции Нужъялы.[11] Некоторый период в начале 1940-х гг. в состав Казанской железной дороги входил участок АрзамасГорький-Казанский.[12]

Во второй половине 1940-х гг. границы железной дороги были немного изменены: граница железной дороги на западе сместилась на восток, к станции Черусти Московско-Рязанской железной дороги.[13]