Сортировочная станция


Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад.

Основная задача сортировочной станции — выполнение переработки вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме, с тем, чтобы нахождение вагона на станции было по времени минимальным и технологически обоснованным[1].

Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.

Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.

На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.

Первая сортировочная станция в России была построена в 1878—1879 году на 7-8 версте Николаевской железной дороги. В 1881 году на Московско‐Рязанской железной дороге была построена первая односторонняя сортировочная станция Москва‐Сортировочная. В 1899 году на Рязано-Уральской железной дороге была построена первая в России горочная сортировочная станция Ртищево, в 1901 году на той же дороге — двусторонняя сортировочная станция Кочетовка. В 1900—1910 годах построены горочные сортировочные станции Люблино, Ховрино, Лосиноостровская, Перово. К 1917 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось 10 горочных станций[2].