Баттута (музыка)


Баттута (итал. battuta, от battere — «ударять») — специальная палочка, служившая в XV—XVIII веках для отбивания такта[1]. Считается одной из предшественниц современной дирижёрской палочки.

В своём развитии дирижирование прошло несколько этапов, одним из которых было управление ритмической стороной исполнения с помощью стука[2]. Для этой цели и использовалась баттута, чаще всего представлявшая собой массивную трость из металла или дерева. Этой тростью руководитель музыкального коллектива отбивал такт, стремясь в первую очередь обеспечить ритмически ровное исполнение.

Впервые баттуту использовал в 1564 году итальянский композитор Джованни да Палестрина. В эпоху Возрождения тактирование баттутой применялось исключительно широко: к нему прибегали не только светские музыканты, но и церковные регенты[3].

Среди музыкантов, использовавших трость-баттуту, был французский композитор Жан-Батист Люлли. Дирижируя своим произведением Te Deum, написанным в честь выздоровления короля Людовика XIV, Люлли нанёс сильный удар по собственной ноге. Травма оказалась роковой: из-за нарыва на пальце у композитора развилась гангрена, от которой он и скончался[4][5].

Отбивание такта баттутой позволяло задавать и поддерживать ритм и темп, но абсолютно не отражало художественно-выразительный аспект дирижирования[2]. Кроме того, стук дирижёрской палки мешал восприятию музыки слушателями. Поэтому уже к XVIII веку практика «шумного дирижирования» изжила себя. Современное дирижирование возникло на её базе, однако понадобилось время, чтобы движения руки дирижёра вверх и вниз стали восприниматься независимо от звука удара[2]. Лишь в XIX веке дирижёрская палочка стала такой, какой мы её знаем сегодня, — небольшой и лёгкой — а её ролью стало не отбивание ритма, а подчёркивание выразительности жеста.

В то же время во Франции баттута сохранилась в классическом балете — следуя традиции, ею пользуются педагоги Школы танца Парижской оперы[fr] для отбивания такта и поправления учеников.