Дирижёрская палочка


Дирижёрская палочка — предмет, служащий дирижёру для управления оркестром. Используется в дирижировании с XIX века[1]. Прежде для отбивания такта использовалась баттута.

До появления дирижёрской палочки существовали различные формы управления музыкальным коллективом: в хронологическом порядке друг друга сменяли запев, осуществляемый лидером хора, хейрономия (условные жесты кисти и пальцев), тактирование (отбивание такта баттутой), концертмейстерское управление (музыкант, как правило, клавесинист, ведущий за собой оркестр). Время от времени концертмейстер мог прекращать игру и использовать для дирижирования вспомогательные предметы: смычок, свёрнутый рулон бумаги, палочку[2].

В XIX веке развитие симфонической музыки и усложнение состава оркестра потребовали освобождения дирижёра от исполнительской деятельности и его полного сосредоточения на процессе дирижирования[2]. Именно в этот период общепринятым становится использование дирижёрской палочки. К новому стилю дирижирования практически одновременно прибегли такие музыканты, как И. Ф. Мозель (1812, Вена), К. М. Вебер (1817, Дрезден), Л. Шпор (1817, Франкфурт-на-Майне)[3].

Дирижёрская палочка, как правило, изготавливается из лёгких сортов древесины, углепластика или стекловолокна. Чаще всего она окрашена в белый цвет, но может также иметь цвет натуральной древесины. Иногда палочка подсвечивается с помощью батарейки, спрятанной в ручке[4]. Ручка делается из пробки или пенопласта; желательно, чтобы она была шероховатой, так как это усиливает контакт пальцев с поверхностью[5].

В среднем дирижёрская палочка имеет длину около 40—42 см. Однако её длина и вес могут варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений дирижёра, формы его кисти, характера исполняемого произведения и размера музыкального коллектива[4][5].

Основная роль дирижёрской палочки заключается в том, чтобы сделать движения кисти более заметными для коллектива. Кроме того, она позволяет добиться большей экспрессии, выразительности жеста[5].