Бацбийцы


Бацби́йцы, цова-туши́ны, цо́ва, цо́вцы (бац. ба́цби, ед.ч. — бацав; груз. ბაცბები, წოვათუშები, ингуш. ба́цой, чечен. бей, ба́цой) — небольшой нахский народ на Кавказе, проживающий на территории Кахетии в Грузии. Численность на 2017 год — примерно 3000 человек. Исповедуют православие (в осн. ГПЦ).

В Тушетию (горную область на северо-востоке Грузии) бацбийцы переселились из Чечни[3] и Горной Ингушетии[4]. В Тушетии, в верховьях Андийского Койсу они проживали совместно с тушинами. Согласно переписи в СССР 1926 года именно как представители народности бацбиец или цова-тушин зарегистрировано было только 7 человек — это оказалось 7 женщин из городского населения; в Телавском уезде Грузинской ССР (ЗСФСР) было зарегистрировано 2 564 носителей бацбийского языка[комм. 1][5]. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).

Общепринятой является точка зрения, согласно которой бацбийцы, или цова-тушинцы, переселились в Тушетию из мест своего первоначального проживания с другой стороны Кавказского хребта: ареал этого первоначального обитания может описываться как «долина р. Асса»[4], местность Вабуа[7] или окрестности села Эрзи в Ингушетии[8] (утверждается, что А. Н. Генко в 1926 г. установил маршрут миграции бацбийцев из этого региона к месту их позднейшей дислокации). Это переселение могло произойти в конце XVI века либо в начале XVII века[9]. По итогам своего исследования кавказовед Н. Г. Волкова отмечает следующее[10]:

Окружающее бацбийцев тушинское население считает их переселенцами из Галгая. Действительно, в ингушских преданиях рассказывается, как группа фаппийцев из-за малоземелья ушла из родных мест в Тушетию, где впоследствии стала называться цовцами или бацбийцами. Одно из таких преданий о переселении бацбийцев записано мною в 1970 г. в ингушском сел. Ольгеты. “Бацай – это ингуши, фаппий. В нашей стране было малоземелье и засуха, и часть фаппий ушла в Грузию. Прежде они жили в сел. Эрзи. Среди этих переселенцев было много из фамилии Дзауровых”.

Первый цова-тушинский писатель И. Цискаров указывал на происхождение цова-тушин от народа галгай, то есть ингушей[11], в ряде последующих источников содержатся сходные формулировки: «Галгайского происхождения»[12], «которых относят к кистинскому или галгайскому корню»[13], «потомки ингушей или галгаевцев»[14].

Происхожденiе Цовскаго общества или, лучше сказать, переселенiе онаго изъ ущелья Глигвы въ Тушетiю, не подлежитъ сомненiю[15].