Башкирские восстания


Д. Полуэктов, И. М. Павлов, У. Сниттер, А. М. Коркодинов, Д. А. Барятинский, Ю. С. Урусов, В. И. Лопатин, Ф. Ф. Волконский, А. М. Волконский, Ю. С. Урусов, Аюка, П. И. Хованский, А. С. Сергеев, И. Я. Якушкин, А. И. Румянцев, И. К. Кириллов, Л. Я. Соймонов, А. И. Тевкелев, В. Н. Татищев, В. А. Урусов, Б. Л. Останков, П. Мартаков, М. С. Хрущёв, И. И. Неплюев и др.

Сеит батыр, Сары Мерген, Арасланбек Баккин, Алдар Исекеев, Кусюм Тюлекеев, Мурат Султан, Дюмей Ишкеев, Уракай Юлдашбаев, Хази Аккускаров, Карасакал, Кильмяк Нурушев, Акай Кусюмов, Бепеня Торопбердин, Тюлькучура Алдагулов, Мандар Карабаев, Баик Айдар, Юсуп Арыков, Кинзя Арсланов, Базаргул Юнаев, Каранай Муратов, Салават Юлаев, Каскын Самаров, Юламан Кушаев, Юлай Азналин, Баим Кидраев и др.

Основная причина коренилась в опасениях башкир потерять вотчинные права на земли вследствие российской колонизации, а также нарушение других условий присоединения Башкортостана к России. Башкиры выступали за сохранение системы внутреннего самоуправления Башкортостана и выражали недовольство ростом налогов, злоупотреблениями чиновников при их сборе, стремились защитить свои культурно-религиозные и бытовые традиции от попыток христианизации мусульман, ограничением прав местного самоуправления и произволом чиновников. Причинами новых волнений также зачастую являлись последствия предыдущих восстаний (карательные экспедиции, сожжение целых деревень, грабежи и захваты земель и другие).

«В это время их восстания получают уже иную основу; мусульманская пропаганда теряет своё значение, надежды на восстановление магометанского царства почти исчезли, но башкиры, уже раньше жаловавшиеся на единичные захваты их земель, начинают опасаться за само существование своих земельных владений. И в самом деле колонизация сплошной стеной надвигалась на Башкирию…»

Характер, цели, идеи и движущие силы восстаний получили в историографии различную интерпретацию. Одни историки видят в нём проявление социальных и классовых противоречий, подчёркивая ведущую роль социальных низов башкирского этноса, считают, что оно «явилось вооружённым протестом трудовых масс против феодального и национального гнёта» (И. Г. Акманов, А. Н. Усманов). Другие исходят из представлений о специфическом характере взаимоотношений России и Башкирии как этнополитических систем различного уровня цивилизации и определяют характер российского присутствия в Башкортостане как экспансионистский, а после присоединения к России толкуют как форму покорения, доказывая наличие во всех повстанческих движениях башкир средневековой идеологии свободного вассалитета. В Башкирских восстаниях признаётся лидерство социальных верхов, идея отказа от русского подданства, его общенародный характер с признаками преднационального движения и тенденцией создания своей государственности (А. С. Доннелли, Р. Г. Кузеев, Р. Порталь, Н. В. Устюгов).