Беспедальный велосипед


Беспеда́льный велосипе́д — велосипед без педалей и трансмиссии. Совмещает в себе черты велосипеда и самоката: как и на велосипеде, наездник сидит в седле, однако, как и на самокате, он едет, отталкиваясь ногами от земли (а не нажимая на педали).

Основное преимущество беспедального велосипеда в том, что на нём ребёнку легче научиться «держать равновесие», чем на обычном педальном велосипеде. А преимущество перед самокатом — в равномерном распределении физической нагрузки (так как обе ноги одинаково задействованы в движении).

Беспедальным был первый в мире двухколёсный велосипед, сконструированный Карлом Дрезом в 1817 году. Однако лишь к началу XXI века беспедальная модель пережила своеобразное возрождение и стала в новой конструкции использоваться как детский транспорт. Сейчас это один из популярных видов детского транспорта в Европе и США, с начала 2010-х годов получающий всё большее распространение и в России (известен как бегове́л, велобе́г, велосамока́т, велока́т, велохо́д, велоке́тт, используются также английские названия балансба́йк или ранба́йк, либо немецкое лауфра́д).

Беговелы бывают как двухколёсными, так и трёх- и четырёхколёсными. Они изготавливаются из металла, пластика, либо дерева. Как правило, беговелы не имеют тормозов, однако некоторые модели оснащаются ручным тормозом. Существуют гибридные модели — велосипед, с которого можно снять педали и уменьшить высоту рамы, превратив его в беговел. На современных беговелах есть возможность заменить колёса на зимние лыжи, таким образом ребёнок может на нём кататься в любую пору года.

Как правило, беговелы предназначены для детей начиная с одного года и до пяти-шести лет. С их помощью дети обучаются держать равновесие при езде, так что нередко беговелы становятся промежуточным этапом перед обучением катанию на обычном педальном велосипеде.

Непосредственным предшественником детского беговела был деревянный прототип двухколёсного велосипеда, изобретённый Карлом Дрезом и названный им «машиной для бега» (нем. Laufmaschine). Первая поездка на этой машине состоялась 12 июня 1817 года, а патент на её изобретение Дрез получил в 1818 году. Она также была известна как дрезина (по имени изобретателя), а в 1818 году француз Ж. Н. Ньепс предложил для усовершенствованной им модели с более удобным седлом название велосипед (фр. vélocipède, от сочетания «быстрые ноги» на латыни). В Англии это транспортное средство именовали hobby-horse («лошадка-потешка») или dandy-horse («лошадка для денди») — во втором случае это было связано с тем, что в те годы ездили на нём в основном праздные молодые денди[1][2][3].