Велосипедный тормоз


Велосипе́дный то́рмоз — часть велосипеда, предназначенная для регулирования (замедления) скорости его движения. Выделяют следующие виды велосипедных тормозов:

Ободные тормоза представляют механизм, с одной или с двух сторон обжимающий обод велосипедного колеса смонтированными на нем тормозными колодками, и таким образом тормозящий его вращение. Сжимающее (обжимное) усилие передаётся с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки, размещаемой на руле (значительно реже с помощью гидравлической линии). В силу своей конструкционной схемы и механизма действия ободные тормоза нередко называют обжимными. (Жаргонное наименование ободных тормозов — «крабы».) Ободные тормоза являются на сегодняшний день самым распространённым типом тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней. Невысокая цена, простота в установке и обслуживании и вместе с тем достаточно высокая эффективность обеспечили ободным тормозам популярность среди многих велосипедистов.

Кроме того необходимо отметить разные стандарты крепления ободных тормозов. «Крабы» не встанут на посадочное место для V-brake и наоборот. Существует также специальное 4-болтовое крепление для ободной гидравлики, используемое, в основном, в велотриале.

Колодки для ободных тормозов делают из резины с металлическим креплением — резиновая часть называется башмаком. На рабочей поверхности башмака могут делаться влагоотводные насечки, что улучшает торможение при мокром ободе. Есть колодки со сменными башмаками — они крепятся с корпусу помощью специальных штифтов. Благодаря этому достаточно лишь взамен изношенного башмака установить новый на родное крепление, или заменить башмак в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса (как правило, с левой стороны) и устройства, сжимающего этот диск тормозными колодками — калиперами.

Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку.