Слабость воли


Слабость воли (слабохарактерность, слабоволие, безволие, мягкотелость) — черта характера, тенденция подчиняться обстоятельствам, советам и приказаниям других людей, уклоняться от опасностей или других сложностей жизни[1]. Слабость характера проявляется в несоответствии действий человека его осознанным ценностям. Например, человек наслаждается долгожданным отпуском, он собирается сделать массу интересных вещей, но вместо этого проводит время на диване перед телевизором[2]. Слабость воли является предметом рассмотрения философии и психиатрии с разных точек зрения: философы рассматривают слабоволие как обыденную проблему деятельности человека (человек сам виноват в слабоволии), а врачи рассматривают безволие как патологию восприятия, мышления, аффекта[3].

С философской точки зрения слабость воли состоит в том, что человек понимает, какое действие было бы для него наиболее выгодно, но поступает тем не менее по-другому, основным вопросом становится существование слабоволия как такового. Р. М. Хэйр[англ.], вслед за Сократом, считает, что при таком определении слабоволие невозможно, так как «оценочные» (англ. evaluative) суждения напрямую отвечают на вопрос «что делать?» и потому ответственны за действия (философы обычно употребляют термин «акрасия», так как термин «сила воли» у них ассоциируется с побуждением к действиям, и обозначать причину действий слабостью воли неудобно[2]). При этом подходе моральные ценности человека следует изучать, наблюдая за его действиями. Другие авторы, следуя за Д. Дэвидсоном, признают возможность акрасии и обсуждают второй вопрос, её причины, обычно объясняя акрасию иррациональностью или предпочтением близких, хотя и заведомо не оптимальных, целей[4]. В философском дискурсе акрасия обычно предполагается проявлением свободы воли, а не патологическим проявлением, подобным пристрастию[5].

Некоторые философы выделяют также частный случай — акедию, когда человек ленится что-либо делать или проявляет безразличие к возможному результату[6]).

Традиционно патологическое поведение (пристрастия, компульсии) рассматривается отдельно от слабоволия в философском смысле: философы считают акрасию проявлением свободы воли, а психиатры — вынужденным поведением[5].

А. Калис с соавторами предлагает интегрированный подход, предложив трёхзвенную цепочку для перехода от ситуации к действию: «порождение вариантов» > «выбор варианта» > «осуществление» и сопоставляя философские и психиатрические термины[7]: