Безмазхабность


Безмазха́бность или отрицание мазхабов — отказ от следования определённой богословско-правовой школе (мазхабу) в исламе и отрицание наличия такой обязанности у мусульман. Шире — отказ от причисления себя к какому-либо мусульманскому течению вообще (то есть такие люди называют себя просто мусульманами).

В арабоязычной литературе для обозначения безмазхабности используется термин «ла-мазхабия» (араб. لا مذهبية‎). Отказавшихся от следования четырём традиционным мазхабам (не признающих таклид), но признающих сунну мусульман называют «гайр мукаллид»[1] (араб. غير مقلد‎).

Вдохновителем идеи безмазхабности считается египетский религиозный реформатор Мухаммад Абдо (1849—1905), который призывал к отказу от таклида — следования предписаниям муджтахидов или муфтиев какого-либо определённого мазхаба. Многие поздние писатели и мыслители, начиная от Рашида Рида (1865—1935) и до основателя «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банны (1906—1949), продвигали свой взгляд на безмазхабный ислам. Также на упадок мазхабов повлияло реформаторское движение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703—1792), который отрицал их законность и призывал к непосредственному чтению текстов Корана и сунны, откуда они берут своё начало. Позднее крайняя враждебность к мазхабам исчезла из учения саудовских улемов, но изначальное предосудительное отношение уцелело в других кругах и распространилось по всему исламскому миру[2].

Распространение безмазхабности привело к тому, что, например, большинство городских жителей Египта не ассоциируют себя с каким-либо мазхабом[3]. Место мазхабов в основном занял не рационалистический и либеральный ислам, который проповедовал Мухаммад Абдо, а интерпретации ислама от различных деятелей вроде Хасана аль-Банны, а затем саудовская версия ислама, ставшая наиболее влиятельной. Впрочем, идеи Абдо всё ещё живы среди потомков тех египтян, которые в своё время восприняли его учение, и среди интеллектуалов-модернистов, желающих продвигать ислам, соответствующий современному миру (например, суданец Абдуллахи ан-Наим[англ.], алжирец Мухаммед Аркун[англ.], египтянин Наср Абу Зайд[4].

Критиками безмазхабности являются такие известные богословы современности, как Рамадан аль-Бути[5] (1929—2013) и Юсуф аль-Кардави[6] (род. 1926), посвятившие этой теме некоторые свои труды. Американский писатель и исследователь Тимоти Уинтер (Абдул-Хаким Мурад), яро защищающий классические школы исламского права, критикует антимазхабный подход салафитов как угрожающий сплочённости мусульман[7]. В 2000 году Совет муфтиев России определил одним из признаков ваххабизма «отрицание четырёх исторически сложившихся мазхабов»[8].