Белл-Ланкастерская система


Белл-Ланкастерская система или Система взаимного обучения — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками (мониторами — надзиратель, надсмотрщик) учеников младшего возраста.

Система взаимного обучения развивалась независимо Джозефом Ланкастером в Великобритании (с 1801 года) и священником Англиканской церкви Эндрю Беллом в Мадрасе (так называемая «мадрасская система образования» начала применяться ещё в 1791 году). Элизабет Гамильтон[англ.] отмечала, что идеи «взаимного обучения» ранее уже высказывал школьный учитель из Белфаста Дэвид Мэнсон[англ.] (1718—1792)[1].

После разделения учеников на множество маленьких классов, для каждого из них назначается один из учеников, наиболее успешный в обучении, который и передаёт своему классу все необходимые знания, предварительно приобретённые им у своего учителя. Такие помощники учителей назывались мониторами. Самые опытные или наиболее надёжные в нравственном отношении мониторы становились в свою очередь старшими помощниками учителя и имели надзор над младшими мониторами и их классами. Часть мониторов наблюдала за внешним порядком. Обучение проходило в точно определённые сроки и в строгой последовательности. При помощи строго проводимой системы наград и наказаний, отчасти телесных, отчасти затрагивающих в ученике чувство чести, в массе детей поддерживалась надлежащая дисциплина. Эта форма обучения применялась для таких учебных дисциплин, как чтение, письмо, арифметика и Закон Божий.

Ланкастерская система обучения распространилась из Англии в другие части света, включая США; в европейских государствах, прежде всего — во Франции, России, Дании, Италии.

В России основоположником обучения по этой системы можно считать Я. И. Герда[2] и И. Х. Гамеля[3]. Впервые в России эта система стала применяться в Омской школе кантонистов в 1810 году. Одной из первых была открыта школа для крестьян в имении графа Н. П. Румянцева в Гомеле, в 1817 году пригласившего английского педагога, знатока этой системы Я. И. Герда. В августе 1818 года членами «Союза благоденствия» Ф. Н. Глинкой, Ф. П. Толстым, В. К. Кюхельбекером и другими было организовано «Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения», утверждение устава которого состоялось 14 января 1819 года. И в 1819 году общество открыло Санкт-Петербургское училище взаимного обучения, а затем участвовало в организации подобных училищ в других городах (наиболее известны школы М. Ф. Орлова в Киеве и В. Ф. Раевского в Кишинёве). В 1820 году в Министерстве народного просвещения при Главном правлении училищ был образован Комитет для устройства и наблюдения за училищами взаимного обучения во главе с М. Л. Магницким, Д. П. Руничем и И. И. Мартыновым; начала создаваться правительственная система ланкастерских училищ, педагогов для которых в 1819—1822 годах готовил Учительский институт взаимного обучения при Санкт-Петербургском университете.