Бенеш, Отто


Отто Бенеш (нем. Otto Benesch; 29 июня 1896, Эбенфурт, Нижняя Австрия — 16 ноября 1964, Вена[2]) — австрийский историк искусства, представитель венской школы искусствознания. Основным объектом его научных исследований было искусство графики в целом, поздняя готика в Австрии и Южной Германии, австрийский модернизм и творчество Рембрандта. Отто Бенеш известен составленным им каталогом рисунков Рембрандта и книгой «Искусство ренессанса в Северной Европе». В 1942 году ему была присуждена Стипендия Гуггенхайма.

Отто Бенеш был сыном коллекционера произведений искусства Генриха Бенеша, покровителя австрийского художника Эгона Шиле. Отто заинтересовался искусством ещё с детства. Изучал историю искусств в Венском университете под руководством Макса Дворжака. В 1921 году получил степень доктора философии, защитив диссертацию на тему «Развитие рисовального искусства Рембрандта» (Rembrandts zeichnerische Entwicklung). С 1920 года работал стажёром в картинной галерее Музея истории искусств в Вене. В 1923 году он стал ассистентом, а затем куратором коллекции графики Альбертины[3].

В 1938 году после аншлюса — присоединения Австрии к нацистской Германии Отто Бенеш был уволен из галереи, поскольку его жена была еврейкой. Он эмигрировал во Францию, затем, в 1939 году, в Англию, а в 1940 году переехал в США. С 1940 года жил в Кембридже (штат Массачусетс), работал в Гарвардском университете, в Принстонском университете был членом Института перспективных исследований, затем работал Нью-Йоркском университете. В 1942 году был удостоен стипендии Стипендии Гуггенхайма. В 1947 году вернулся в Вену, где работал до 1962 года директором музея Альбертина. Одновременно Отто Бенеш читал лекции в Венском университете, в том числе по курсу истории западноевропейского рисунка XIV—XVIII столетий. В 1948 году был назначен адъюнкт-профессором истории искусств. Вышел на пенсию в 1961 году.

Бенеш был кавалером ордена Почётного легиона, награждён орденами Оранж-Нассау и Леопольда II, а также Австрийским почётным крестом за науку и искусство. Он был похоронен в почётной могиле венского Хитцингского кладбища (Hietzinger Friedhof). Grabstelle Otto Benesch, Wien, Hietzinger Friedhof, Gruppe 4, Nr. 7.

Отто Бенеш даже среди сотрудников Альбертины выделялся необычайной эрудицией и разносторонностью научных интересов, но в своих убеждениях был истинным последователем своего учителя Макса Дворжака, приверженцем «истории искусства как истории духа», и придавал важное значение «литературным высказываниям»[4]. Сам Бенеш отмечал: «Макс Дворжак познакомил меня со строгим и прагматичным духом, который рассматривает историю искусства как историческую дисциплину, далёкую от всякого эстетического анализа. Единственной основой этого научного подхода является мнение, что произведение искусства есть высказывание, а литературное свидетельство — его осмысленно истолкованный источник»[5].