Бензопила


Бензопила, или мотопила, — разновидность ручной цепной пилы, снабжённая двигателем внутреннего сгорания, как правило, двухтактным.

Ключевые конструктивные элементы бензопилы (цепная пила, шина, двигатель внутреннего сгорания) были созданы в конце XIX века. Практическое применение «пильная гарнитура» нашла с начала XX века, при этом использовались другие типы приводов: пневматический, паровой, механический и пр.

Достоверная информация о первом производителе бензопилы отсутствует, и это право оспаривают несколько современных производителей. Наиболее подтверждённым фактом является начало производства ручных цепных пил с бензиновым приводом Андреасом Штилем (Торговая марка Stihl) в конце 1920-х. В самом начале XX века были сделаны большие цепные пилорамы, приводимые в движение вручную. Все цепные пилы того времени, создававшиеся для валки леса, представляли собой крупногабаритные неуклюжие машины, которыми управляли как минимум два человека. Множество раз производились попытки создания мощной цепной пилы для вырубки деревьев. В 1926 году немецкий инженер-механик Андреас Штиль создал и запатентовал первую ручную цепную пилу с электромотором. Его именем и был назван инструмент — Stihl. В 1927 году немецкий предприниматель Емил Лерп представил свою новую разработку — Dolmar, модель А. Инструмент оснащался двигателем объемом 245 см3 мощностью 8 л. с. и весил 58 кг. Это была первая в мире цепная пила с бензиновым двигателем. Dolmar — название горы в Тюрингии, где прошло первое испытание бензопилы. Через два года Андреас Штиль, продолжая разработки инструмента для валки деревьев, выпустил свою цепную пилу с бензиновым двигателем.

Советский Союз начал закупать иностранные бензопилы (Rinco и Stihl) в конце 1920-х годов. За выпуск пильных цепей для импортированных бензопил Stihl отвечал Горьковский Инструментальный Завод [1].

Через несколько лет в СССР были созданы бензопилы собственной конструкции - в 1935 году на пермском заводе имени Дзержинского началось производство бензопил МП-220. В предвоенный период, военные годы и первое послевоенное время бензопилы не нашли широкого распространения в лесном хозяйстве, но этот период сыграл позитивную роль в становлении отечественных бензопил[2]:

Ввоз бензопил из-за рубежа и начало собственного их производства не отразились на характере советского хозяйства, основной объём лесозаготовок в СССР приходился на заключённых исправительно-трудовых лагерей, — тяжелейший труд заключенных на таёжном лесоповале практически никакой механизации не претерпевал. До середины 1950-х годов при валке леса использовались ручные лучковые пилы. В 1951—1952 гг. начали внедряться электропилы «ВАКОПП» весом по 12 кг каждая, но вальщики леса от них отказывались. К 1954 году «лучок» вышел из употребления, постепенно вытесненный электропилами К-5, К-6, для чего по мастерским участкам проводились временные электролинии. Позже валка осуществлялась бензопилами «Дружба» и «Тайга», которые не требовали подводки электролиний и были легче[3].