Бен-Гур: история Христа (фильм)


«Бен-Гур: история Христа» (англ. Ben-Hur: A Tale of the Christ, 1925) — немой черно-белый кинофильм американского режиссёра Фреда Нибло, снятый по одноимённому роману американского писателя Лью Уолласа кинокомпанией Metro Goldwyn Mayer. В 1997 году был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов США как «культурно, исторически или эстетически значимый»[1]. Является частично цветным фильмом.

Бен-Гур — молодой богатый принц Иудеи и друг детства могущественного римского трибуна Мессалы. Когда непреднамеренное покушение и ложное обвинение приводят к аресту Бен-Гура, Мессала, ставший коррумпированным и высокомерным, следит за тем, чтобы Бен-Гура и его семью разделили и заключили в тюрьму.

Бен-Гур приговорён к рабскому труду на римской военной галере. По пути к месту отбывания, не зная того, он встречает Иисуса, сына плотника, который предлагает ему воды. На корабле неповиновение и сила Бен-Гура впечатляют римского патриция Квинта Аррия, который позволяет ему не носить цепей. Это сыграло на руку патриция, так как, когда его корабль подвергается нападению пиратов и оказывается потоплен, Бен-Гур спасает Аррия от утопления.

Аррий начинает относится к Бен-Гуру как к сыну, и с годами юноша становится сильным и становится победителем гонок на колесницах. Происходит решающая схватка с Мессалой в гонке на колесницах, в которой Бен-Гур становится победителем. Однако Мессала не умирает, как в более известной адаптации романа.

Бен-Гур в конце концов воссоединяется со своей матерью и сестрой, которые страдают от проказы, но их исцеляет чудесным образом Иисус Христос.

При переиздании фильма, сделанном в 1931 году, к нему была добавлена оригинальная музыка, созданная композиторами Уильямом Экстом и Дэвидом Мендозой, и звуковые эффекты. По прошествии десятилетий выяснилось, что некоторые оригинальные сегменты плёнки, снятые по технологии «Техниколор», были заменены альтернативными чёрно-белыми. Видимо, это также было сделано во время переиздания 1931 года. Данные сцены считались утраченными до 1980-х, когда кинокомпания «Тернер Энтертейнмент» (англ. Turner Entertainment) (которая к этому времени предусмотрительно обзавелась правами на фильм) неожиданно нашла недостающие сегменты плёнки в чешском кинематографическом архиве.