Аргентинская морская префектура


Военно-морская префектура Аргентины (исп. Prefectura Naval Argentina, также Береговая охрана Аргентины, Префектура наваль Аргентина, PNA) — федеральное агентство Министерства безопасности Аргентины, предназначенное для наблюдения за выполнением федерального законодательства и обеспечения безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоёмах страны. Осуществляет контроль за законной экономической, промысловой и иной деятельностью в морском пограничном пространстве страны[2]. Согласно Конституции Аргентины, вооружённые силы не имеют право вмешиваться во внутренние дела страны, и поэтому, береговая охрана, как и национальная жандармерия, выполняет роль внутренних войск, хотя и активно взаимодействует Министерством обороны, спецслужбами и полицией Аргентины. Располагает собственным разведывательным управлением.

До официальной даты основания структуры — июнь 1810 года, в вице-королевстве Рио-де-Ла-Плата существовала портовая служба Буэнос-Айреса. После начала Майской революции и войны за независимость береговая охрана, уже официально существующая, получила первого командующего — Мартина Хакобо (Джейкоба) Томпсона (исп. Martín Jacobo Thompson). Томпсон, англо-аргентинец, участвовавший в отражении британских вторжений в Рио-де-Ла-Плата в 1806-07 годах, получил должность — Капитан портов (исп. Capitán de Puertos). Кроме него, в береговой охране служили и другие военно-политические деятели страны — Матиас Иригойен, Хосе Матиас Сапиола, Хуан Баутиста Азопардо, Франсиско Эрескано, Антонио Толль-и-Бернадет, Томас Эспора и другие.

Современная Береговая охрана была основана в конце XIX века по инициативе аргентинского сенатора, учёного Мануэля Флоренсио Мантилья. Кроме того, в 1969 в структуре была проведена реорганизация. В 2010, в период президентства Кристины Киршнер, Военно-морская префектура была переведена в состав Министерства внутренней безопасности. Этот процесс был начат ещё в 1984-м, после падения диктатуры «Процесса национальной реорганизации».

Два катера и вертолёт из состава Береговой охраны участвовали в Фолклендской войне 1982[3], ряд сотрудников служили на кораблях, реквизированных ВМС Аргентины. После успешного окончания операции «Росарио», PNA командировала на Фолкленды 2 патрульных катера типа «Мар-дель-Плата» немецкой постройки — «Ислас Мальвинас» (GC-82) и «Рио Игуасу» (GC-83), где их перекрасили в коричнево-зелёные камуфляжные цвета[4]. 1 мая вблизи острова Кидни вертолёт «Линкс» HAS.2 с фрегата «Элакрити» атаковал GC-82, в результате катер получил тяжёлые повреждения[5]. Находившееся недалеко реквизированное аргентинцами на Фолклендах судно ARA Forrest открыло ответный огонь по вертолёту. «Линкс» получил пробоины в корпусе, двигателе, кокпите и топливном баке[6][7][8].

14 июня 2002 года корабль береговой охраны Аргентины Thompson (GC-26) трижды обстрелял без предупреждения российское рыболовецкое судно «Одоевск». Аргентинцы утверждают, что россияне ловили кальмаров в экономической зоне этой страны[9][10].