Берк, Кеннет


Кеннет Берк (англ. Kenneth Burke; 5 мая 1897, Питтсбург, Пенсильвания — 19 ноября 1993, Андовер, Нью-Джерси) — американский писатель, журналист, философ, исследователь литературы, теоретик коммуникации. Особенно интересовался риторикой и эстетикой.

Учился в школе вместе с будущим литературным критиком Малькольмом Каулиruen. Поступил в университет штата Огайо, проучился в нём один семестр. Колумбийского университета также не закончил, занялся литературой. В Гринвич-Виллидж познакомился с представителями нью-йоркского авангарда (Харт Крейн и др.). С 1917 публиковался как новеллист, выпустил книгу рассказов (1924). Издавал модернистский журнал Dial (Циферблат, 1923), вёл в нём раздел музыкальной критики (19271929), позже занимался этим для газеты Nation (19341936). Перевёл новеллу Томаса Манна «Смерть в Венеции» (1924). Дружил и переписывался со многими выдающимися американскими писателями (Марианна Мур, У. К. Уильямс, Р. П. Уоррен, Ральф Эллисон, К. Э. Портер и др.). Преподавал в Чикагском университете, Новой школе социальных исследований, Принстоне, Гарварде. Отмечен Award for Humanistic Studies Американской академии искусств и наук (1977)[4].

На Берка, как и на многих других мыслителей и критиков XX века, сильное воздействие оказали идеи Карла Маркса, Зигмунда Фрейда и Фридриха Ницше. Берк всю жизнь занимался переводами Шекспира, а также был под влиянием Торстейна Веблена. На протяжении многих лет переписывался со многими литературными критиками, философами и писателями, включая Уильяма Карлоса Уильямса, Малколма Каули, Роберта Пенна Уоррена, Аллена Тейта, Ральфа Эллисона, Кэтрин Энн Портер и Марианну Мур. Среди мыслителей, на которых оказали влияние идеи Берка, — Харольд Блум, Стэнли Кавелл, Сьюзен Зонтаг (она была его студенткой в Чикагском университете), Эдвард Саид, Рене Жирар, Фредрик Джеймисон и Клиффорд Гирц. В США действует Общество Кеннета Бёрка, издаётся журнал, развивающий его идеи.

Берк не хотел, чтобы его причисляли к какой-либо философской или политической школе мысли. Он выступал против идей марксизма, во многом определявших литературную критику в 1930-х годах. Политические и социальные символы занимали центральное место в учении Берка на протяжении всей его карьеры. Его заинтересованность политикой очевидна, например, в начале «Грамматики мотивов», в эпиграфе ad bellum purificandum — очищение войны, где «чиста» подразумевает ликвидацию войны. Берк считал, что изучение риторики поможет людям понять, «что имеется в виду, когда мы говорим, что люди делают и зачем они делают это». Берк называет такой анализ «драматизмом», и считает, что такой подход к анализу языка может помочь в понимании основ конфликтов, достоинств и опасностей взаимодействия и возможностей идентификации.