Жирар, Рене


Рене́ Жира́р (фр. René Girard, полное имя Рене Ноэль Теофиль Жирар, фр. René Noël Théophile Girard; 25 декабря 1923, Авиньон, Франция — 4 ноября 2015[4]) — французский философ, культуролог, литературовед. Рене Жирар является создателем одной из самых влиятельных теоретических концепций, связывающих религию и насилие, и известен разработкой концепции «фундаментальной антропологии», в русле которой получает своё развитие проблематика жертвоприношения, миметического насилия, рассматриваемого в качестве акта, лежащего в основе культуры и социума.

Родился во французском городе Авиньоне. С 1943 по 1947 год изучал средневековую историю в Национальной школе хартий в Париже. По окончании обучения защитил диссертацию на тему: «Частная жизнь в Авиньоне во второй половине XV века» («La vie privée à Avignon dans la seconde moitié du XVe siècle»).

В 1947 году выиграл годовой грант на продолжение образования в Университете Индианы, США, где защитил диссертацию на тему «Американское общественное мнение и Франция (1940—1943)», получив степень доктора философии (PhD). В это время Жирар уже активно преподавал, а также стал заметным литературным критиком.

После защиты диссертации остался в США. На протяжении последующих десятилетий преподавал сравнительное литературоведение в ведущих университетах США, в том числе — в Университете Джонса Хопкинса, Университете штата Нью-Йорк в Буффало и с 1981 года в Стэнфордском университете. С 1995 года Рене Жирар — professor emeritus Стэнфорда.

Почётный доктор Амстердамского свободного университета (1985), Падуанского университета (2001) и Сент-Эндрюсского университета (2008).

Определённое воздействие на формирование теоретических взглядов Рене Жирара оказали идеи немецкого философа Макса Шелера, французского социолога и историка Алексиса де Токвиля, швейцарского политического философа Дени де Ружмона, относивших, как и Жирар, человека к homo religiosus. Кроме того, на рассмотрение Жираром Евангелий с антропологической, а не теологической точки зрения, которое служит основой раскрытия сущности его теории, повлиял французский философ-мистик Симона Вейль. В ранних трудах можно увидеть и согласие с позицией философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра, постулирующего «нехватку бытия», формирующую совместное существование людей. Однако в отличие от Сартра, Рене Жирар связывал эту нехватку с подражанием ближнему, вознесенному на уровень божественного существа[5]. Также развитие антропологической мысли Жирара шло путём переосмысления и применения идей Т. Гоббса, З. Фрейда, Дж. Фрезера, Э. Дюркгейма, К. Леви-Стросса[6].