Беспредметность


Беспредметность — понятие искусства левых течений в России конца 1910 — второй половины 1920-х годов. Оно связано с проблемой миметической репрезентации в искусстве русского авангарда. По своему характеру проявления беспредметности были ярко выражены в промежуток от первых абстрактных картин Василия Кандинского до производственного искусства и конструктивизма[1]. Андрей Сарабьянов в «Энциклопедии русского авангарда» пишет, что «это явление было важнейшей частью русского авангарда и с 1916 по начало 1920-х преобладало над всеми остальными. Однако в среде художников-авангардистов, вплоть до революции, этот термин практически не использовался ни в теоретических статьях, ни в манифестах»[1].

Впервые слово «беспредметность» появилось в текстах Василия Кандинского, который говорил о своей «беспредметной любви к живописи». Позднее это понятие использовал Казимир Малевич в своей брошюре «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» 1916 года, Алексей Кручёных в своём альбоме «Вселенская война. Ъ. Цветная клей»[1]. О беспредметности в разговорах художников левых течений писали Роман Якобсон и Алексей Моргунов в своих воспоминаниях. Идея беспредметности стала широко распространяться в художественной среде в результате дискуссий между Малевичем и его сторонниками супрематизма и группой Александра Родченко на «Десятой государственной выставке. Беспредметное творчество и супрематизм» 1918 года[1]. По своему основному характеру, беспредметность связана с отказом от предметности в изображении объектов природы, а также повышением технических требований к созданию произведений искусства.

В каталоге «Десятой государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм» указывалось, что беспредметность нужно понимать «как новое миросозерцание, а не только живописное течение, захватившее все виды искусства и самую жизнь»[2]. В этом отношении художники левых течений рассматривали беспредметность как новый этап в развитии искусства, следующий после футуризма и кубизма. При этом выделялось, что «если обследовать процесс беспредметного творчества в живописи, то найдём два момента: один духовный — борьба против предмета и „изобразительности“ за свободное творчество и провозглашение созидания и изобретательства и второй момент — углубление профессиональных требований живописи».