Биэль, Джанет


Джанет Биэль (англ. Janet Biehl; род. 4 сентября 1953 года[1]) — американская политическая писательница, публиковавшая работы на темы либертарного муниципализма[2] и социальной экологии, занимающаяся публицистикой и развивающая идеи Мюррея Букчина; критик экофеминизма.

В 1986 году Джанет Биэль приняла участие в работе Института социальной экологииruen, где начала интенсивно сотрудничать с М. Букчиным, проработав с ним в течение следующих двух десятилетий, занимаясь экспликацией (развёртыванием понимания) социальной экологии[3] как критической социальной теории.

С 1987 по 2000 годы она и Букчин совместно написали и опубликовали теоретический информационный бюллетень «Зелёные перспективы» (Green Perspectives), позднее переименованный в «Левые зелёные перспективы» (Left Green Perspectives).[4]

Она является редактором и составителем «Хрестоматии Мюррея Букчина» (The Murray Bookchin Reader) (1997);[5] автор «Политики социальной экологии: Либертарный муниципализм» (The Politics of Social Ecology: Libertarian Municipalism) (1998) и «Переосмысление экофеминистской политики» (Rethinking Ecofeminist Politics) (1991); а также соавтор (вместе с Питером Стауденмаером (Peter Staudenmaier)) работы «Экофашизм: Уроки из немецкого опыта» (Ecofascism: Lessons from the German Experience) (1995). Кроме того она автор множества статей о тематике, связанной с мыслями Букчина. Последний рассматривал «Хрестоматию Мюррея Букчина» как лучшее введение в свою работу.

Биэль — одна из тех, кто поддерживает движение за права курдов в Турции. Абдулла Оджалан, лидер повстанцев Рабочей партии Курдистана, стал заядлым читателем работ Букчина после того, как был взят в плен и посажен в тюрьму в 1999 году, и даже пытался организовать с ним встречу, но не успел сделать этого. После смерти Букчина в 2006 году Дж. Биэль занялась активизмом в поддержку курдов, перевела с немецкого на английский книгу «Демократическая автономия в Северном Курдистане» (Democratic Autonomy in North Kurdistan).[6].

В 2011 году Биэль отделила себя от социальной экологии, объясняя это тем, что она не может больше защищать антигосударственную идеологию, и вернулась к своей политической идентичности и взглядам, которые она разделяла до 1987 г. и «которые левые бы назвали социал-демократическими».[7]