Благовещенский мост


Благове́щенский мост (с 1855 по 1918 — Никола́евский мост, с 1918 по 2007 — мост Лейтена́нта Шми́дта) — автодорожный металлический разводной мост через Большую Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Первый постоянный мост через Неву[комм. 1]. На сегодняшний день это единственный мост на Неве, фундамент которого выполнен из деревянных свай[1]. В 1990 году перильное ограждение, фонари и павильоны моста включены в список объектов культурного наследия России регионального значения, находятся под охраной государства[2].

Первый арочный мост построен в 1843—1850 годах по проекту С. В. Кербедза[⇨]. В 1936—1939 годах по проекту инженера Г. П. Передерия мост перестроен в балочный, разводной пролёт был размещён над серединой русла реки[⇨]. Архитектурный облик балочного моста оказался неудачным и не вписывающимся в городскую застройку центра города[3]. В 2005—2007 годах проведена реконструкция, в ходе которой мосту был возвращён исторический облик[⇨].

Мост соединяет площадь Трезини, Университетскую набережную и набережную Лейтенанта Шмидта (Василеостровский район) c площадью Труда и Английской набережной (Адмиралтейский район)[4]. Выше по течению находится Дворцовый мост, ниже — мост через Корабельный фарватер (Невская губа Финского залива). В соответствии с действующими условиями судоходства Благовещенский мост является границей «река-море». До моста со стороны центра — это река, находящаяся под юрисдикцией Управления Волго-Балтийского водного пути[5], а после моста водный путь находится под управлением Морской администрации порта Санкт-Петербурга, где действуют морские правила судоходства, осуществляется плавание судов в дневное время, в том числе океанских круизных лайнеров, производится накопление караванов судов для ночной проводки по Неве[6].

В проекте и во время строительства мост назывался Невским[7][8]. Открытый 21 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 году). После кончины Николая I в 1855 году мост стал называться Николаевским[9]. 17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году[10][11]. 14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский[12][13].