Набережная Лейтенанта Шмидта (Санкт-Петербург)


Набережная Лейтена́нта Шми́дта (в 1887—1923 — Никола́евская набережная) — правая набережная Большой Невы в Санкт-Петербурге.

Первые сооружения на этой набережной возникли в начале XVIII века. Долгое время Университетская набережная и набережная Лейтенанта Шмидта именовались набережной Большой Невы и имели единую нумерацию домов. В 1806—1808 годах было построено здание Горного института по проекту архитектора Андрея Воронихина. В 1847—1852 годы набережную облицовали гранитом, устроили лестницы, съезды и причальную стенку. В 1936—1937 часть набережной перестроили. Лишь в 1887 году отрезок от 7 до 23 линии Васильевского острова получил статус самостоятельной набережной, которая была названа Николаевской по мосту, у которого она начиналась. В 1873 году на набережной был установлен памятник И. Ф. Крузенштерну. Около 30 лет набережная и мост носили имя российского императора Николая I, а в 1923 году набережная вслед за мостом переименована в память одного из руководителей Севастопольского восстания 1905 года П. П. Шмидта.

В ходе визита в Санкт-Петербург в 1902 году президента Франции Э. Лубе на набережной была сооружена Арка, в память об этом событии в 1902 году выпустили тематическую открытку[1][2][3][4].

Особенностью набережной Лейтенанта Шмидта является так называемая «ступенчатая застройка», которая повторяет вогнутую линию невского берега. Часть домов, возведенных вдоль набережной, относится к петровской эпохе, возглавлял проект общей застройки набережной Невы архитектор Доменико Трезини. Позднее практически все здания были перестроены, однако сохранили первоначальные пропорции: к таким зданиям относится, например, дом № 1, сооружённый в самом начале XVIII века.

Центральную часть панорамы набережной Лейтенанта Шмидта занимает пятиглавая церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведенная по проекту инженера В. А. Косякова в конце XIX века. Раньше на этом месте располагалось подворье Киево-Печерской лавры. Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 годы здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря, Псковского Архиерейского Дома — с 1766 по 1875 годы и Киево-Печерской лавры — с 1875 по 1933 годы.

Архитектурный ансамбль набережной завершает двенадцатиколонный дорический портик Горного института, украшенный скульптурами, выполненными С. Пименовым и В. Демут-Малиновским. Фасад Горного института, спроектированного архитектором А. Н. Воронихиным, напоминает античный храм. Это впечатление усиливается благодаря тому, что при оформлении здания были использованы мотивы древнегреческой мифологии. Скульптуры, украшающие здание, называются «Похищение Прозерпины» и «Геркулес, удушающий Антея». Они аллегорически указывают на назначение здания: использование подземных богатств для укрепления экономической и военной мощи государства.