Воронихин, Андрей Никифорович


Андре́й Ники́форович Ворони́хин (17 [28] октября 1759, Новое Усолье, Казанская губерния[1]21 февраля [5 марта] 1814, Санкт-Петербург[2]) — русский архитектор и художник декоративно-прикладного искусства периода александровского классицизма начала XIX века. С его именем связаны многие выдающиеся постройки в Санкт-Петербурге и Павловске[3].

Андрей Воронихин родился 17 (28) октября 1759 года в семье канцеляриста из крепостных, принадлежавших графу Александру Сергеевичу Строганову, в селе Новое Усолье Соликамского уезда Кунгурской провинции Казанской губернии, ныне город Усолье входит в муниципальное образование «Город Березники» Пермского края[4].

С раннего детства проявил способность к рисованию[5]. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова[6]. Талант юноши привлёк внимание Строганова, в 1800—1811 годах бывшего президентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге[4].

В 1777 году по приказу графа Строганова, вместе с братом Ильёй, отправлен учиться в Москву, где работал в «команде» В. И. Баженова и М. Ф. Казакова[4]. В целях заработка выполнял в Троице-Сергиевой лавре небольшие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи[6].

Затем, с 1779 года в Санкт-Петербурге числился служащим при молодом Павле Строганове (сыне президенте Академии художеств)[7], проживая в Строгановском дворце, где работал над чертежами и рисунками. В 1786 году освобождён от крепостной зависимости и в том же году совершил вместе с Павлом Строгановым и Шарлем Роммом пятилетнее путешествии по России, где изучал русскую народную архитектуру. Затем он отправился вместе с ними для обучения во Францию и Швейцарию[6]. Там Воронихин изучал пейзажную живопись и архитектуру, занимался математикой, естественными науками, физикой, механикой и астрономией[4]. Однако молодые люди оказались втянутыми в революционные события во Франции, поэтому приказом императрицы Екатерины II в декабре 1790 года были срочно отозваны домой. Более Воронихин не выезжал за границу, но много и плодотворно работал в Санкт-Петербурге[8].

После того как Андрей Никифорович написал картину «Вид Строгановской дачи» (1797 год), которую он ранее построил в Новой Деревне, ему было присуждено звание академика перспективной живописи. В 1800 году он получил за проект галереи у ковша Самсона, обелиска и ваз-фонтанов Петергофских каскадов звание архитектора, а в 1802 году удостоился звания профессора архитектуры. Он был старшим профессором по архитектуре в Академии художеств[6][9].


Вид Казанского собора в 1821 году. Цветная литография по рисунку Б. Патерсена
Кабинет «Фонарик» дворца в Павловске. 1807
Здание Горного института в Санкт-Петербурге. 1806—1811
Храмы Пестума, Италия. VI—V в. до н. э.