Бланшар, Жан-Пьер Франсуа


Жан-Пьер Франсуа Бланшар (фр. Jean Pierre François Blanchard; 4 июля 1753 — 7 марта 1809) — французский изобретатель, наиболее известен как пионер воздухоплавания.

Жан-Пьер Франсуа Бланшар совершил свой первый успешный полёт на воздушном шаре 2 марта 1784 года в Париже, на заполненном водородом воздушном шаре на Марсовом поле.

Первый успешный пилотируемый полёт воздушного шара произошёл несколькими месяцами ранее, 21 ноября 1783 года, когда Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд поднялись в воздух в Версальском дворце на привязанном воздушном шаре с оболочкой, наполненной горячим воздухом построенном братьями Монгольфье.

На шаре Бланшара были парус и два весла — ими по аналогии с кораблями Бланшар планировал управлять аппаратом. Полет едва не был сорван — перед отправлением, один из зрителей, Дюпон де Шамбон прыгнул в гондолу и, выхватив свою шпагу, заявил о своём желании подняться на шаре в обществе Бланшара. Чтобы его отогнать от шара, понадобилось применить силу[1]. Бланшар пытался направить шар на северо-восток к Ля Вилетт, но воздушный шар был отнесён ветром через Сену к Бийанкуру, а затем вернулся назад, приземлившись на Рю де Севре. Бланшар сделал латинское выражение «Sic itur ad astra» своим девизом.

Ранние полёты воздушных шаров оказали огромное влияние на моду того периода, формы и изображения в стиле au ballon широко использовались, от керамики до головных уборов. Для одежды au ballon были характерны огромные рукава и округлённые юбки, а также изображения воздушных шаров. В моде были причёски à la montgolfier, au globe volant, au demi-ballon, или à la Blanchard[2].

Бланшар в августе 1784 года переехал в Лондон, где он совершил полёт вместе с Джоном Шелдоном 16 октября 1784 года, спустя всего несколько недель после первого полёта в Великобритании (и первого вне Франции), когда итальянец Винченцо Лунарди летел от Мурфилдса в Вар 15 сентября 1784 года. Механизмы управления воздушным шаром Бланшара — машущие крылья и ветряк — снова оказались неэффективными, но воздушный шар пролетел около 115 км от военной академии в Челси, приземлившись в Санбури, а затем поднявшись снова закончив полёт в Ромси.