Блуждающая маска


Блужда́ющая ма́ска — разновидность технологий комбинированных съёмок, позволяющая совмещать актёров и другие объекты с произвольным фоном при помощи многократной экспозиции в сочетании с движущейся силуэтной маской на вспомогательной киноплёнке[1]. В отличие от неподвижного каше, этот способ предусматривает совмещение движущихся предметов, контуры которых непрерывно изменяются. Приём использовался при съёмке сцен с «двойниками» в исполнении одного и того же актёра, а также при действиях персонажей в опасной для жизни или недоступной среде. Один из наиболее эффективных приёмов композитинга до появления его современного цифрового аналога. В настоящее время полностью вытеснена электронной технологией «хромакей» (англ. chroma key).

С первых лет существования кинематографа было известно множество разновидностей маскирования, основанных на многократной экспозиции, впервые использованной в 1898 году Альбертом Смитом[2]. Одними из самых популярных методик совмещения по движущемуся контуру были «маска Вильямса» и «транспарант Даннинга — Помероя»[3]. Все эти процессы основывались на создании дополнительной масочной киноплёнки, содержащей движущееся силуэтное изображение, которое затеняет часть кадра, совпадающую с объектами съёмки. Большинство этих технологий предусматривали использование маски не при съёмке, а при печати промежуточного контратипа в две экспозиции.

В СССР собственный метод, получивший название «аддитивный транспарант», был изобретён в НИКФИ кинооператором Борисом Горбачёвым, и впервые использован в фильме «Золушка»[4][5]. Процесс применялся в чёрно-белом кино и предусматривал съёмку методом «бипак» освещённой оранжевым светом актёрской сцены на сине-фиолетовом фоне[6]. Однако распространение цветного кинематографа быстро сделало метод непригодным. Поэтому Горбачёв в содружестве с киноинженером Василием Омелиным обновили практически всю технологию, используя иные материалы. Фиолетовый фон был заменён на наклонный просветный экран с инфракрасной подсветкой низковольтными лампами. Вместо прежнего оранжевого съёмочного света использован белый с теплофильтрами на всех приборах[7]. Существенной переделке подверглась и оптическая часть кинокамеры ТКС: специальный объектив и блок призм с исправленной хроматической аберрацией для ближних инфракрасный лучей и соответствующим просветлением оптических элементов[8]. Патент на подобный способ был получен в 1936 году, однако окончательно технология с инфраэкраном была сформирована лишь к концу 1940-х годов. Внедрённый на советских киностудиях метод блуждающей маски позволял создавать комбинированное изображение, ничем не отличающееся от обычного, и просуществовал до середины 1990-х годов[9][10]. Впервые приём использован в картине «Садко» 1952 года для сцен в подводном царстве[11]. Последним инфраэкран использовал оператор Владимир Васильев, снявший эпизоды «Ширли-мырли» с двойниками персонажа[12]. После этой картины экран на «Мосфильме» был разобран, а цех комбинированных съёмок расформирован[13].