Хромакей


Хромаке́й[1] (англ. chroma key, chromakey [ˈkrəʊməkiː], буквально — «цветовой ключ»; от греч. χρώμα — «цвет») — технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая электронная рирпроекция, использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. С помощью хромакея можно поместить людей или предметы на произвольный фон, снятый в другом месте. Наиболее известный пример использования — технологии, связанные с телевизионными прогнозами погоды, когда диктор говорит и жестикулирует на фоне другого изображения. Также в повседневной жизни хромакеем называют сам экран, на фоне которого снимают[2].

В некоторых источниках на русском, помимо «хромакей»[1][3][4][5][6], используются следующие названия: электронная рирпроекция[7][6] (рир-проекция[1]), хроматический ключ[8], телеинкрустация[3], цветность, иногда в русской транслитерации «хрома-кей»[9]. Ещё одним названием технологии является кеинг по цвету[10] или же просто кеинг (англ. keying, color keying).

В кинематографе до появления телевизионных технологий и цифровых способов кинопроизводства применялись способы совмещения актёрской сцены с фоном, известные как «рирпроекция», «фронтпроекция» и «блуждающая маска», дающие сходный с хромакеем изобразительный эффект.

Мультиэкспозицию, позволяющую наложить один кадр на другой, впервые использовал Джордж Альберт Смит в 1898 году. В 1903 году вышел фильм Большое ограбление поезда режиссёра Эдвина Портера, где была применена двойная экспозиция для создания фона в окнах поезда, которые во время съёмок были затянуты чёрным полотном[11].

В 1920-х Уолт Дисней использовал белый фон в серии фильмов Alice Comedies, чтобы совместить изображение живых людей с нарисованными персонажами[12]:5.


Девушка в синей кофте на зелёном фоне. При этом фон освещён недостаточно равномерно.