Рирпроекция


Рирпрое́кция, Рир-прое́кция (от англ. rear projection — проекция сзади) — приём комбинированной киносъёмки, широко применявшийся в классической технологии кинопроизводства, основанный на проекционном совмещении актёров и элементов декорации с произвольным фоном на просветно-рассеивающем экране. Технология рирпроекции позволяет комбинировать в одном кадре изображения, сочетание которых в реальной жизни невозможно или неудобно для прямой съёмки.

Впервые технология была использована в 1927 году в фильме «Метрополис» для имитации «дальновидения» будущего[1]. В XXI веке технология была отчасти вытеснена хромакеем, но получила новое развитие благодаря распространению светодиодных экранов.

Проекционное совмещение может осуществляться со стандартной частотой съёмки и проекции, то есть 24 кадр/с, замедленно или покадрово. Проекционное совмещение со стандартной частотой принято называть скорой проекцией, а с замедленной или покадрово через интервалы времени — покадровой проекцией (мультипликационная съёмка). Иногда в качестве фона использовался неподвижный диапозитив[2].

Скорая рирпроекция широко использовалась в первые десятилетия звукового кино из-за громоздкости синхронной съёмочной и звукозаписывающей аппаратуры. Из-за особенностей технологии синхронной записи актёрской фонограммы съёмка многих сцен была возможна только в студии[3]. Потому большинство сцен с актёрами, едущими в автомобиле или поезде, летящими в самолёте и плывущими на кораблях, снимались способом рирпроекции. При этом виды из окон снимались заранее, а интерьер салона автомобиля или купе вагона строился в павильоне студии[4].

При съёмке по технологии скорой рирпроекции предварительно отснятый фон проецируется на прозрачный матовый экран B, по другую сторону которого находятся элементы декорации С с актёрами и киносъёмочный аппарат D[5].
При этом кинопроектор A, демонстрирующий изображение на экране, синхронизируется с киносъёмочным аппаратом так, чтобы открытие обтюратора камеры совпадало с открытием обтюратора проектора. Для этого в приводах обоих аппаратов используются синхронные электродвигатели, получающие переменный ток от общего источника G. На экран проецируется зеркально перевёрнутое изображение, которое со стороны камеры выглядит прямым.
С целью недопущения засветки фона от осветительных приборов Е, работающих на актёрскую сцену, на границе кадра устанавливаются дополнительные световые ограждения F.

Важным условием получения качественного комбинированного изображения является достаточная яркость фонового изображения на просветном экране[1]. Для достижения высокой светоотдачи в некоторых случаях используются два или три синхронизированных кинопроектора, показывающих на одном экране одинаковые изображения[6].