Горбачёв, Борис Константинович


Бори́с Константи́нович Горбачёв (1 ноября 1908, Москва2 января 1995, там же) — советский кинооператор, изобретатель, автор разработок новых способов и технологий комбинированных съёмок фильмов, в частности советской блуждающей маски. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).

Родители — Ольга Ивановна (девичья фамилия Коробова, заведовала детским домом в Москве) и Константин Горбачёв (оперный певец). Известно, что через несколько лет семья распалась и Борис вместе со младшей сестрёнкой Ниной (1911 года рождения) воспитывались уже матерью с отчимом.

В 1933 году окончил киноинженерный (кинооператорский) факультет ГИКа (преподаватель курса — А. А. Левицкий).
С 1932 по 1934 практиковался оператором на «Сибтехфильме» (Новосибирск) и «Союзкинохронике» в Москве, а с 1935 года уже постоянно на «Мосфильме», где с первых же шагов принял активное участие в совершенствовании и внедрении новых способов комбинированных съёмок[1][2]. В 1939 году выступил соавтором книги «Новые способы комбинированной съёмки», написав для неё главу «Способ „блуждающей маски“»[3].

С 1940 года параллельно вёл педагогическую практику во ВГИКе[комм. 1][4].
Во время войны находясь с «Мосфильмом» в эвакуации в Алма-Ате, продолжал преподавание в переехавшем туда же ВГИКе по май 1943 года.
Возвратившись в Москву и оставаясь действующим оператором студии, проводил научно-исследовательскую работу в НИКФИ по созданию и совершенствованию техники комбинированных съёмок. Одна из получивших широкое применение известна как аддитивный транспарант.

Первый технологический вариант этого способа, разработанного для чёрно-белого кинематографа, успешно применялся во многих картинах, начиная с 1939 г.

Например в «Золушке», применение аддитивного транспаранта в сочетании с другими вариантами применения неподвижных масок позволило получить «сапоги-скороходы», чудеса доброй феи, а также отказаться от постройки ряда декораций на натуре, заменив их макетами[6].