Блэкфейс


Блэкфе́йс (англ. blackface «чёрное лицо») — разновидность театрального грима, который использовался комиками для своих шоу и водевилей и представлял собой карикатурное изображение лица чернокожего человека. Мода на такой макияж распространилась в первой половине XIX века и способствовала укреплению стереотипов относительно представителей негроидной расы. В частности, именно благодаря «блэкфейсам» в английском языке закрепились такие этнофолизмы, как «беззаботный негритос на плантации» (англ. happy-go-lucky darky on the plantation) и «черномазый денди» (англ. dandified coon)[1][2][3]. К 1848 году «блэкфейсы» стали частью национальной американской культуры, разбавив серьёзность тогдашних театральных постановок[4]. Гротескные выступления «блэкфейсов» не теряли популярности вплоть до 1960-х годов, когда стало набирать силу Движение за гражданские права чернокожих в США[5].

«Блэкфейсы» являлись важной культурной составляющей Америки в течение более чем ста лет. Первые упоминания о данном типе грима относятся к 1830 году. Из Америки в Европу мода на блэкфейсов пришла очень быстро, в Великобритании они стали даже более популярными, чем у себя на родине. Известно также, что на британском телевидении блэкфейсы продержались дольше, чем на американском: последние такие выступления относятся к 1978 (шоу «The Black and White Minstrel Show»)[6] и 1981 годам[7].

Для создания макияжа в ранние периоды артисты использовали жжёную пробку, а позднее — гуталин. Этими материалами чернили лицо, а область вокруг рта при этом оставалась нетронутой. Помимо этого зачастую для завершения образа надевались курчавые парики, перчатки, фраки или наоборот — лохмотья. Примечательно то, что и чернокожие артисты иногда примеряли на себя образы «блэкфейсов».

Образ «блэкфейса» зачастую вызывал противоречивые отклики. Распространено мнение, что применение такого грима являлось разновидностью кроссдрессинга (трансвестизма или цисвестизма), когда человек примеряет на себя отличительные черты и признаки противоположного пола, социального класса или расы, которые в обычных условиях претят его образу жизни и представлениям[8]. К середине XX века использование грима «блэкфейс» стало сходить на нет, если же такой макияж и употреблялся, то только для придания сатирического оттенка.