Боги туалета


Боги туалета — божества, связанные с отхожими местами и туалетами. Эти домашние божества известны в современных и древних культурах, от Японии до Древнего Рима. Их связывают со здоровьем, благополучием и плодородием (отходы жизнедеятельности используются в сельском хозяйстве). Чтобы их умилостивить делают подношения, призывают и задабривают молитвами, медитируют и выполняют ритуалы, такие как прочистка горла перед входом или даже кусание уборной для передачи богу духовных сил.

В Японии вера в бога туалета или кавая ками преследовала две цели. Продукты выделения собирались и использовались в качестве удобрений, обеспечивая более высокий общий уровень санитарии, чем в других странах, где таковые хранились в выгребных ямах или утилизировались иным образом. Туалет часто был тёмным неприятным местом, где посещающий рисковал упасть и утонуть. Поэтому у бога туалета просили защиту, чтобы избежать такой участи.[1]

Бог туалета также связан с плодородием, поскольку отходы жизнедеятельности собирались и использовались в качестве удобрения. В Новый год проводились ритуалы, с помощью которых кавая ками просили о хорошем урожае. В некоторых регионах члены семьи садились перед туалетом на соломенную циновку и съедали горстку риса, что символизировало поедание того, что оставил бог. Туалет должен быть украшенным и как можно более чистым, поскольку бог туалета считался очень красивым. Считалось, что состояние туалета влияет на внешний вид будущего ребёнка. Беременные женщины просили бога туалета дать мальчикам «высокий нос» и ямочки на щеках. Если туалет был грязным, считалось, что ребёнок родится безобразным и несчастным.[1] Согласно другой японской традиции бог туалета изображался слепым человеком с копьем в руке. Это была понятная болезненная угроза тому, кто испражняется сидя на корточках, поэтому перед входом в туалет считалось необходимым прочистить горло, чтобы слепой бог убрал своё копье.[2]

По регионам Японии различаются как имена бога туалета, так и связанные с ним ритуалы. На острове Исигаки его называли каму-така, больные задабривали его ароматическими палочками, цветами, рисом и рисовым вином. В бывшем округе Минамиадзуми префектуры Нагано страдающие зубной болью зажигали огонь в честь бога туалета, которого называли такагамисама. Жители Хиросимы называли туалетного бога Сэттинсан, жители префектуры Оита называли его Сэтимбисан, а жители префектуры Эхимэ — Уссимасама.[3] Американский антрополог Джон Эмбри в 1930-х годах записал, что жители части самого южного японского острова Кюсю кладут в туалет ветку ивы или каркаса китайского, украшенную кусочками моти как подношение богу туалета, чтобы тот в наступающем году защитил жителей дома от болезней мочевого пузыря.[4]

Айны, жители севера Японии и российского Дальнего Востока, верили, что бог туалета Рукар Камуй первым поможет в опасности.[5]