Богохульство


Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула, ст.-слав хѹла; греч. βλασφημία лат. blasphemia) — непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.

В разные периоды истории и у разных народов это понятие понималось по-разному и в различной степени преследовалось по закону.

О богохульстве (βλασφημοῦντός) упоминает Платон в диалоге Алкивиад Второй. Он имеет в виду недолжное обращение к богам, когда молящийся в итоге вызывает гнев богов и получает зло на свою голову (150с).

Наказуемость богохульства по закону возникла в государственных системах, в которых были введены государственные боги и религии, например, в некоторых языческих государствах и в иудейской теократии. В них всё, что связано с религией, охранялось законом. Всякий виновный в посягательстве на религиозные святыни и, тем более, на бога государственной религии, должен был отвечать за это, как за государственное преступление. На этом отчасти была основана юридическая сторона направляемых против христиан гонений. Как особенно тяжкое преступление, по Закону Моисееву, подлежало для природного еврея и для чужеземца смертной казни, которая совершалась через побиение камнями[1]. Иудеи считали, что Христос, называя себя Сыном Божьим, совершает акт богохульства (Мк. 14:64).

В христианстве крайним видом богохульства считается хула на Святого Духа, которая, в отличие от любой другой хулы, не прощается.[2]. С распространением и утверждением христианства при слабом развитии юридических понятий в первые века нашей эры и громадном, не только нравственно-религиозном, но и политическом влиянии церкви, имело место полное смешение области права и религии, понятий преступного и греховного, от которого наука права и положительные законодательства смогли отказаться лишь к XIX веку. Богохульство из преступления государственного, каким оно признавалось в древнем мире, стало преступлением сугубо религиозным, подсудным исключительно духовному суду, который, в особенности на Западе, расширил понятие, подведя под него не только всякое неуважение к христианскому Богу и святым, но и неисполнение догматов и обрядов веры, колдовство и всевозможные суеверия (см., например, английский Акт о подавлении богохульства и нечестия. Виновному в богохульстве грозили серьёзнейшие наказания, часто пытки и мучительная казнь (см. Инквизиция и Аутодафе).