Богусевич, Владимир Андреевич


Влади́мир Андре́евич Богусе́вич (24 июля 1902, Тотьма, Российская империя — 18 июля 1978, Киев, УССР) — советский историк и археолог, кандидат исторических наук[1]. Осуществил первые раскопки на Киевском Подоле, открыл вал «города Ярослава», каменную стену Печерского монастыря и мастерскую по производству смальты[1], исследовал звонницу Софийского собора. Принимал участие в выпуске Новгородского исторического сборника.

Родился 24 июля 1902 года в городе Тотьма Вологодской губернии (теперь — Вологодской области) Российской империи.

В 1929 году завершил аспирантуру при Институте археологии РАН в Ленинграде[3] (в 1943 году Институт был переведён в Москву, а в Ленинграде осталось его Отделение (ЛОИИМК)).

В 1932 году в соавторстве с преподавателем совпартшколы Н. И. Платоновым написал приуроченный к 15-летию Октябрьской революции путеводитель «Современный и древний Псков». Работа содержала очерки о дореволюционном Пскове, о развитии города в советское время, рассказывала о памятных местах, содержала статистические данные и краткую характеристику основных сторон жизни города. Однако, после постановлений ЦК ВКП (б) и СНК СССР 1934—1936 гг. «О преподавании истории» авторов в 1937 году стали упрекать в том, что они находились в плену установок «школы Покровского», допустили ряд «антинаучных и политических вредных трактовок», а поэтому они «не заслуживают политического доверия».

В Пскове читал лекции в городских библиотеках и университете культуры по темам «Псков — город-музей», «Феодализм в России» и др. В 1933 году под руководством Богусевича были проведены археологические раскопки в с. Васци (севернее Пскова), где обнаружены языческие захоронения с сохранившимися бронзовыми украшениями. В 1935 году под его руководством проводились обследования вблизи сел Рюха и Васильево (на территории Рюхского сельсовета Завеличенской волости Псковского уезда, в 12 км от Пскова), где по документам в древности находились соляные варницы. В. А. Богусевич руководил также перестройкой исторической экспозиции Псковского музея согласно марксистским учением о формах.