Мартину, Богуслав


Бо́гуслав Ма́ртину (чеш. Bohuslav Martinů; 8 декабря 1890, Поличка, Богемия, на тот момент Австро-Венгрия28 августа 1959, Листаль, Швейцария) — чешский композитор XX века. В своем творчестве Мартину прошёл путь от импрессионизма через неоклассицизм и влияние джаза к собственному музыкальному стилю.

Начальную музыкальную подготовку будущий композитор получил в небольшом провинциальном чешском городке Поличка у пана Черновского. В 1906 г. поступил в Пражскую консерваторию, первоначально в класс скрипки Штепана Сухого, через год перешёл на отделение органа, изучал композицию под руководством Йозефа Сука, но в конечном итоге был в 1910 году исключён по причине нерегулярного посещения занятий. В 19131923 годах выступал как скрипач. Его первым значительным произведением стала кантата «Чешская рапсодия» для хора и оркестра (1918), которую исполнили в присутствии первого президента Чехословакии. Когда он впервые услышал музыку Клода Дебюсси, он был поражён и сказал, что это направление, в котором он хочет сочинять, поэтому он искал возможность поехать в Париж. Получил государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства и в 19231940 обосновался в Париже, где учился композиции у А. Русселя, был близок к А. Онеггеру, А. Н. Черепнину. В 1931 году женился на Шарлотте Кюннехен (фр. Charlotte Quennehen, 1894—1978).

Испытал влияние творчества И. Ф. Стравинского[6], композиторов группы «Шестёрки» (особенно А. Онеггера), увлёкся джазом. Входил в содружество музыкантов, получившее название «Эколь де Пари» (фр. Ecole de Paris), которое не было школой в собственном смысле, а представляло собой интернациональное содружество близких друзей-музыкантов (русский А. Н. Черепнин, румын М. Михаловичи (фр. Marcel Mihalovici), поляк А. Тансман, венгр Т. Харшаньи)[7]. К этой школе некоторые исследователи относят ещё ряд других музыкантов. В произведениях 1930-х гг. сказалась связь с неоклассицизмом.

Летом 1938 года в последний раз посетил Чехию, а вскоре после её оккупации нацистами создал «Полевую мессу», посвященную армии свободной Чехословакии. В 1940 году покинул Париж и вместе с женой-француженкой весной 1941 года поселился в Нью-Йорке. Затем до 1953 года жил в США, откуда переехал в Рим, с 1955 года жил в Швейцарии. Под впечатлением от фресок базилики святого Франциска в Ареццо создал симфоническую поэму-триптих «Фрески Пьеро дела Франческа» (1955). В последние годы своей жизни музыкант особенно часто прибегал к народным темам. Умер 28 августа 1959 году в местечке Лизталь в Швейцарии. Могила композитора находится на кладбище в Поличке.

Творческое наследие насчитывает около 400 музыкальных произведений. Автор 6 симфоний, 15 опер (в том числе 2 радиоопер и оперы-балета), 14 балетов, множества концертов для самых различных составов и камерной музыки, писал для театра и кино. Писал музыку для терменвокса.