Неоклассицизм (музыка)


Неоклассицизм ― музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII—XVIII веков, особенно раннего классицизма и позднего барокко, противопоставляя такой стиль эмоционально и технически перегруженной музыке позднего романтизма[1]. Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.

Граница между неоклассицизмом и необарокко размыта, поскольку сами композиторы охотно использовали жанровые и стилистические черты (форму, технику композиции, гармонию, фактуру) обоих исторических периодов, не особенно их различая. В последнее время термин «неоклассицизм» употребляется чрезмерно широко. Под ним понимаются не только стилизации венской классики и барокко, но также «эстетические реконструкции» других исторических периодов, отличных от романтизма. По мнению известного исследователя музыки XX века Л. О. Акопяна, «современные комментаторы нередко расширяют понятие неоклассицизма сверх всякой меры, охватывая им всю музыку большей части XX в., не укладывающуюся в категории „модернизма“ или „авангардизма“ <…> по существу термин „неоклассицизм“, взятый вне контекста западноевропейской музыки 1910—1930-х гг., малосодержателен и не имеет особой объяснительной ценности»[2].

Нормативность художественного мышления была отчасти присуща ряду композиторов XIX — начала XX вв., представлявших умеренную ветвь позднего романтизма, таких как И. Брамс, М. Регер, С. Франк, К. Сен-Санс, В. д’Энди, А. К. Глазунов, С. И. Танеев. Применительно к их творчеству принято говорить о «классицистских тенденциях»[3] или предвосхищении отдельных элементов стиля неоклассицизма[4].

Отдельные композиторские имитации «классического стиля» отмечаются уже во второй половине XIX в.: «Интермеццо в классическом стиле» М. П. Мусоргского (1862), «Старинный менуэт» М. Равеля (1895). Примеры неоклассицизма в музыке 1910-х гг. — «Классическая симфония» С. С. Прокофьева (1917) и «Бюрократическая сонатина» (1917, пародирующая до-мажорную сонатину Клементи) Э. Сати[5].

По мнению музыковеда Галины Филенко, трактующей неоклассицизм широко, как воплощение «античной темы» (а вовсе не в смысле стилизации венской классики), «Сократ» (1916—1918) Сати «явно предвосхищает неоклассицизм» «Аполлона Мусагета» и «Царя Эдипа» Стравинского, а также «Антигоны» Онеггера[6]:76. Одновременно Филенко отмечает, что воссоздание «духа античности» средствами «грегорианской псалмодии» (так у Филенко) глубоко чуждо самой сути «насыщенного соками живых чувств античного искусства»[6]:76.