Божество растительности


Божество растительности (англ. vegetation deity) — это божество природы, чьё исчезновение и повторное появление, или жизнь, смерть и возрождение, воплощают цикл роста растений.

В поклонении природе божество может быть богом или богиней со способностью к возрождению. Божество растительности часто является божеством плодородия. Божество обычно подвергается расчленению, рассеянию и реинтеграции. Данный цикл передаётся мифами и воспроизводится в ритуалах, ему придаётся богословское значение касательно таких тем как бессмертие, воскресение и реинкарнация.[1] Мифы о божествах растительности имеют структурное сходство с некоторыми мифами о сотворении мира, в которых части тела изначального существа порождают части мира, как, например, в скандинавском мифе об Имире.[2]

В мифографии XIX и начала XX века, как, например, в «Золотой ветви» Дж. Г. Фрейзера, фигура божества растительности связана с «житным духом» (англ. corn spirit), в данном смысле жито означает любую зерновую культуру. При этом, по мнению У. Фр. Отто, понятие имеет тенденцию превращаться в бессмысленную общность, претенциозную и бесполезную.[3]

В месопотамской мифологии во время путешествия Инанны или Иштар в подземный мир земля становится бесплодной, и ни люди, ни животные не могут размножаться. В результате противостояния Эрешкигаль, её сестре и правителю подземного мира, Инанна была убита, но посланец богов принёс зелье, которое возвратило её к жизни. Ей было разрешено вернуться в верхний мир, только если её место займет кто-то другой. Её муж, бог растительности Думузи, согласился проводить по полгода в подземном мире — в течение этого времени растительность умирает. Его возвращение приносит возрождение растительности весной.[4]

В древнеегипетской мифологии культурные достижения Осириса среди народов земли вызвали зависть его брата Сета, который убил и расчленил его. Жена Осириса, Исида, отправилась в путешествие, чтобы собрать четырнадцать частей его тела, разбросанных в разных местах. В некоторых версиях мифа она похоронила каждую часть там, где она нашла её, что привело к росту растений в пустыне. В других версиях она собрала тело мужа и воскресила его, а затем он стал правителем загробного мира.[4]

В европейском фольклоре плодородие женщины влияло на сельское хозяйство.[5] Статуэтки богини растительности из культуры Триполье-Кукутень имеют ромбовидный и точечный рисунок, который символизирует посеянное поле и женское плодородие.[6]