Болонь де Сен-Жорж, Жозеф


Жозеф Болонь де Сен-Жорж, Жозеф Булонь, шевалье де Сен-Жорж, чаще просто — шевалье де Сен-Жорж (фр.  Joseph Bologne de Saint-George, Joseph Boulogne, chevalier de Saint-George, Chevalier de Saint-George, 25 декабря 1745, Бас-Тер, Гваделупа — 10 июня 1799, Париж) — французский композитор, дирижёр, скрипач-виртуоз, королевский мушкетёр, уроженец Гваделупы. Получил прозвище чернокожий Моцарт (ещё его называли чернокожим Дон Жуаном).

Предки чернокожего Моцарта по отцовской линии, нидерландские протестанты, поселились в Вест-Индии в 1645 году. Сам он — сын французского плантатора и его чернокожей рабыни, иначе говоря — родился рабом. После ложного обвинения в убийстве его отец был вынужден в 1747 году с женой и сыном бежать во Францию, где был через два года по ходатайству брата, советника короля Пьера де Болонь, прощён королём и смог вернуться на Гваделупу. В 1753 году он навсегда отослал сына в Париж, в 1757 году получил аристократический титул.

Жозеф сделал одновременно военную и музыкальную карьеру. Отличался статью (имел рост 1 м 80 см). С тринадцати лет изучал фехтовальное искусство у известного фехтовальщика Николя Тексье де ла Боэссьера, также обучался верховой езде, литературе, игре на скрипке и клавесине. В 1761 году был принят в королевскую жандармерию. Учился музыке у Жана-Мари Леклера. Вероятно, на него оказал влияние и Гавинье[7]. В 1763 году он купил себе место советника короля и рыцарское звание. Для него, скрипача-виртуоза, писали музыку Антонио Лолли, Карл Стамиц, Франсуа-Жозеф Госсек, он концертировал в Англии и Франции.

В 1769 году стал членом созданного Госсеком оркестра Concert des Amateurs, а вскоре и его дирижёром. В журнале Музыкальный альманах (1775) оркестр был назван лучшим в Париже, а может быть, и в Европе. Затем он возглавил оркестр масонской Олимпийской ложи (он был одним из первых чернокожих масонов во Франции). Оркестр заказал Гайдну шесть симфоний (так называемые Парижские симфонии, 1785—1786) и — под управлением шевалье де Сен-Жоржа — стал их первым исполнителем. На премьере присутствовала Мария-Антуанетта, ей больше других понравилась 85-я симфония, которая получила поэтому название Королева. Людовик XVI собирался назначить шевалье де Сен-Жоржа директором Королевской оперы, но назначение не состоялось из-за протеста нескольких артисток (в частности, Софи Арну и Мари-Мадлен Гимар), считавших ниже своего достоинства служить под руководством мулата; так излагает эту историю барон Фредерик Мельхиор фон Гримм в своей Переписке.