Болсверт, Боэций Адамс


Боэций Адамс Болсверт, или Боэтиус Адамс, Боэций из Болсверта (нидерл. Boetius Adamsz Bolswert, Bodius, Boetius à Bolswert; ок. 1580, Болсверт — 25 марта 1633, Антверпен) — фламандский рисовальщик, гравёр и писатель эпохи «Золотого века Нидерландов». Старший брат гравёра Схелте Адамса Болсверта[4]. Мастер репродукционной гравюры и книжной иллюстрации. Один из помощников П. П. Рубенса в создании гравюр, воспроизводящих его живописные произведения.

Братья Болсверт происходят из маленького городка Болсверт во Фрисландии (северо-западная провинция Нидерландов)[5]. Примерно с 1610 года Боэций Болсверт жил и работал в Голландии: в Амстердаме и в Утрехте[6].

Семья художников Болсверт известна в истории искусства главным образом репродукционными гравюрами. В 1610 году Боэций Болсверт создал четыре гравюры «Ужасы испанской войны» по рисункам Давида Винкбонса. Он также гравировал пейзажи по живописным оригиналам Гиллиса ван Конинкслоо Третьего.

В 1615 и 1616 годах Генеральные штаты Нидерландов предоставили ему лицензию на гравирование портретов Елизаветы и Фредерика Богемских по оригиналам живописца Михила Янса ван Миревелта. В 1618 году он изобразил церемониальное погребальное ложе недавно умершего Филиппа-Вильгельма, принца Оранского.

Болсверт сотрудничал с Абрахамом Блумартом и, отчасти, подражал его манере. Его серия «Пасторали» 1611 года с использованием оригиналов Блумарта демонстрирует плоды этого влияния. Их сотрудничество в различных работах с 1612 года на тему Святых и отшельников завершилось в 1619 году в Антверпене изданием «Лес отшельников Египта и Палестины» (Sylva Anachoretica Ægypti Et Palæstinæ): том ин-кварто с воображаемыми образами двадцати пяти отшельников и такого же количества отшельниц с описательными латинскими текстами, напечатанными Хендриком Артссенсом. Очевидно, издание было заказано иезуитом Херибертом ван Росвейде (1569—1629) (основателем проекта «Acta Sanctorum»), ректором Колледжа иезуитов в Антверпене. Росвейд посвятил работу Болсверта своему благотворителю, аббату Антуану де Винге из аббатства Лисси, северная Франция. Очевидно, это было дополнением к главному латинскому труду Росвейда «Жизнеописания отцов» (Vitae Patrum, биографии отшельников ранней церкви) 1615 года, компиляция которого была выпущена в Антверпене в 1619 году Яном ван Горкумом. Антверпен был в те годы ведущим центром художественной и литературной деятельности Контрреформации[7].

В Антверпене между сентябрем 1620 и сентябрем 1621 года Боэций Болсверт был принят в качестве свободного мастера в Гильдию Святого Луки. Незадолго до этого, в январе 1620 года, он стал (как добрый католик и холостяк) членом «Братства пожилых холостяков» (Sodaliteit van de Bejaerde Jongmans) при ордене иезуитов[8].