Конинкслоо, Гиллис ван


Гиллис ван Ко́нинкслоо Третий[1] (также называемый: Гиллис ван Конинкслоо Второй) [2], а также Эгидиюс Конинксло[3] и Гиллис фан Конинкслоо[4]; нидерл. Gillis van Coninxloo; 24 января 1544, Антверпен — 4 января 1607, Амстердам) — фламандский живописец-пейзажист. Последние двадцать лет своей жизни он провел сначала в Германии, а затем в Голландской Республике. Сыграл важную роль в развитии голландского пейзажа на рубеже XVI—XVII веков[5].

Конинкслоо — большая семья потомственных фламандских и голландских живописцев XVI—XVII веков родом из Антверпена. Наиболее известны: Ганс ван Конинкслоо Второй (1565—1620), Ганс ван Конинкслоо Третий (1564—1648) и Исаак (Айзак) ван Конинкслоо (1580—1634), а также Гиллис ван Конинкслоо Третий. В разных источниках прозвания «второй» и «третий» противоречат друг другу; родственные отношения между ними в доступных источниках не проясняются[6] [4].

Гиллис ван Конинкслоо родился в Антверпене в 1544 году. Был учеником Питера Кука ван Альста Младшего и Ленарда Круса, совершенствовал живописное мастерство у Гиллиса Мостарта в Антверпене. Побывал во Франции. В 1570 году стал членом антверпенской Гильдии Святого Луки и работал в Антверпене до 1585 года. Затем он переехал в Амстердам, где и умер в 1607 году.

По свидетельству историка искусства начала XVII века Карела ван Мандера, Конинкслоо был новатором в технике пейзажной живописи, и ему стали подражать его современники. Мандер писал, что «не знает в настоящее время лучшего художника-пейзажиста и что в Голландии очень следуют его манере». Это известие подтверждают два пейзажа работы Конинкслоо в Садовом дворце Лихтенштейнов в Вене, отличающиеся оригинальным приёмом изображения листвы. Вместе с Херри мет де Блесом, Лукас ван Гасселем и другими Конинкслоо способствовал выделению пейзажа в отдельный жанр живописи. В некоторых пейзажах Гиллиса ощущается влияние североевропейского (отчасти итальянского) маньеризма[4].

Конинкслоо оказал значительное влияние на Яна Брейгеля Старшего, Питера Шубрука, Руланта Саверея и других фламандских и голландских художников-пейзажистов этого периода. У него было много учеников, включая Питера Брейгеля Младшего, Говерца ван Арнема, Виллема ван ден Бунделя, Гиллиса ван Конинкслоо Третьего, Йонаса ван Мерла, Геркулеса Сегерса и Жака ван дер Вийена. Во время пребывания во Франкентале (земля Рейнланд-Пфальц) в Германии с 1588 по 1595 год он оказал влияние на нескольких известных художников-пейзажистов, эмигрантов из Фландрии, которых теперь называют «школой Франкенталя». Влияние произведений Конинкслоо распространилось в Голландии и Германии благодаря гравюрам, в основном созданных фламандскими эмигрантами-гравёрами Николасом де Брюйном и Яном ван Лондерзелем.

В собрании санкт-петербургского Эрмитажа имеется картина работы Гиллиса ван Конинкслоо «Пейзаж с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах»[7], а также несколько гравюр, основанных на других его работах.