Херри мет де Блес


Херри мет де Блес, Херри де Патинир, или Чиветта (нидерл. Herri met de Bles, Henri Blès, Herri de Dinant, Herry de Patinir, il Civetta; 1500/1510, Динан, или Бувинь-сюр-Мёз — около 1555) — нидерландский живописец эпохи Северного Возрождения. Наряду с Иоахимом Патиниром считается одним из основоположников европейской пейзажной живописи[3].

О жизни художника сохранилось крайне мало достоверных сведений. В частности, неизвестно даже его собственное имя. Прозвание «мет де Блес» (нидерл. Herri met de Bles — с белым пятном) он, по утверждению Карела ван Мандера в «Книге о художниках» (1604), получил по белому локону в волосах. В Нидерландах его называли «живописцем совы», или «Чиветтой» от (итал. civetta — сова) — так как монограммой, которую художник использовал вместо подписи на своих картинах, была маленькая фигурка совы, обычно спрятанная в дупле дерева или в полости между камнями. Обнаружить её полагалось зрителю.

Вероятно, что художник был родом из того же места, что и пейзажист Иоахим Патинир. Предполагается, что он был племянником Патинира, с 1535 года работавшего в Антверпене, и настоящее имя живописца — Херри де Патинир (нидерл. Herry de Patinir)[4]. Возможно, он был учеником Лукаса Гасселя, который был старше его как минимум на десять лет.

Большую часть жизни Херри мет де Блес провёл в Антверпене. В 1535 году вступил в антверпенскую Гильдию Святого Луки. Неизвестно, был ли он в Италии. По одним сведениям, художник умер в Антверпене, по другим — в Ферраре, при дворе герцога дель Эсте. Год его смерти также в точности неизвестен[5].

Херри мет де Блес вместе с Иоахимом Патиниром и Лукасом Гасселем внёс значительный вклад в создание особой жанровой разновидности пейзажной живописи Северного Возрождения, называемой «панорамным стилем» (Weltlandschaft)[6], в основном основанной на работах Герарда Давида и объединяющего небольшие исторические или религиозные сцены в композиции, определяемые перспективой и атмосферными эффектами. Херри мет де Блеса также причисляют к группе южно-нидерландских художников — последователей Иеронима Босха, вместе с Яном Мандейном, Яном Велленсом де Коком и Питером Гейсом. Эти мастера продолжали традиции фантастической живописи Босха, и их творчество иногда называют «северным маньеризмом» (в отличие от итальянского маньеризма).

Художники писали пейзажи, видимые с высокой точки зрения, и фантастические скальные массивы. В пейзажах де Блеса также отразились «пантеистическая философия и мироощущение, свойственные эпохе Северного Возрождения, библейская символика, сказочность, фантастичность мышления и неповторимое, индивидуальное поэтическое чувство сопереживания природе»[7]. Блес, как и Патинир, строил изобразительное пространство чередованием пространственных планов, основанных на контрасте тёплых и холодных тонов: первого тёмно-коричневого, второго зеленоватого, и третьего, самого дальнего, светло-голубого.