Патинир, Иоахим


Иоахим Патини́р, Патени́р (нидерл. Patinir, Patinier, Patenier; около 1480, Динан, провинция Намюр, Валлония, Бельгия — 5 октября 1524, Антверпен, Бельгия) — фламандский живописец эпохи Северного Возрождения, один из основоположников европейской пейзажной живописи[1]. Создатель «панорамного стиля» нидерландского пейзажа (Weltlandschaft)[2][3].

Иоахим Патинир родился в Динане, в окрестностях Намюра[4]. О его жизни известно немного. В 1515 году Патинир вступил в Гильдию Святого Луки Антверпена. Возможно, вначале он учился в Брюгге у Герарда Давида, который зарегистрировался в качестве члена Гильдии Антверпена в том же году, что и Патинир[5].

Считается, что в 1511 году Патинир отправился в Геную с Давидом и Адрианом Изенбрантами. В 1521 году он познакомился с Альбрехтом Дюрером, который в это время путешествовал по Нидерландам[4]. Очевидно, что Патинир был знаком с произведениями более ранних мастеров и поддерживал отношения со своими современниками, в том числе с Герардом Давидом, Иеронимом Босхом[6].

Патинир женился на Франциске Бейст, дочери художника Эдварда Бейста из Дендермонда. После смерти первой жены он 5 мая 1521 года женился на Йоханне Нойц. Друг Патинира Альбрехт Дюрер присутствовал на его второй свадьбе и написал его портрет. Дюрер называл Патинира «хорошим живописцем ландшафтов» (der gute Landschaftsmaler), создав тем самым новое слово для обозначения пейзажного жанра живописи. Патинир был другом не только Дюрера, но и ведущего антверпенского живописца Квентина Массейса, с которым он часто сотрудничал. Так в «Распятии» Массейса (1520) пейзажный фон написан Патиниром.

У Иоахима Патинира было три дочери: две от первого брака и одна от второго. Он управлял большой мастерской с помощниками в Антверпене, но неизвестно, регистрировал ли он учеников в Гильдии Святого Луки. Он жил и работал в Антверпене до конца своей жизни. Художник скончался в Антверпене 5 октября 1524 года[4]. Квентин Массейс стал опекуном его дочерей[7].

Картин, подписанных Патиниром, всего пять, но ему или его мастерской с разной степенью вероятности приписывают множество других работ. Достоверные имеют подпись: «(Opus) Joachim D (Dionantensis)». На выставке 2007 года в Музее Прадо в Мадриде была представлена 21 картина, указанные как произведения Патинира или его мастерской, а также каталогизированы ещё восемь, которые не могли быть представлены на выставке.