Кук ван Альст, Питер


Питер Кук ван Альст Старший[2] (нидерл. Pieter Coecke van Aelst; 14 августа 1502 года, Алст — 6 декабря 1550 года, Брюссель[3]) — фламандский художник эпохи Северного Возрождения, представитель нидерландского маньеризма. Романист. Архитектор, скульптор, рисовальщик и гравёр, иллюстратор, писатель и издатель, художник-декоратор, ювелир и орнаменталист. Выполнял рисунки для шпалер и витражей.

Творчество ван Альста Старшего иногда неправомерно смешивают с произведениями его сына и ученика Питера Кука ван Альста Второго, или Младшего, а также с отождествляют с Питером ван Альстом, более известным как Питер ван Эдинген (Pieter van Edingen), известным ткачом Брюссельской шпалерной мануфактуры[4].

Питер Кук ван Альст родился в 1502 году в Алсте (восточная Фландрия), был сыном живописцев и происходил из знатной семьи, родоначальниками которой были политики и художники. Учился у своего отца, а затем, с 1517 по 1521 год у Бернарта ван Орлея, в середине 1920-х годов жил в Италии, где познакомился с искусством итальянского Возрождения. В 1525 году он вернулся в Нидерланды, в 1527 году вступил в гильдию Святого Луки Антверпена.

В 1526 году женился на Анне Мертенс ван Дорнике, дочери известного художника Яна Мертенса ван Дорнике. У них родилось двое детей, однако вскоре (около 1527 года[5]) Анна умерла[6][7][8].

В 1533 году ван Альст совершил путешествие в Турцию и прожил год в Константинополе. За это время он сделал огромное количество рисунков, которые его вторая жена — художница-миниатюристка Майкен Верхюлст — уже после его смерти оформила в серию ксилографий «Жизнь и нравы турок»[5]. В браке с Майкен у ван Альста родилось трое детей; предполагается, что художник с семьёй изображён на работе неизвестного художника, созданной около 1550 года и находящейся в цюрихском Кунстхаусе[7]. Дочь ван Альста Мария впоследствии стала женой Питера Брейгеля Старшего. Согласно Карелу ван Мандеру, Брейгель был подмастерьем у ван Альста, «с которым потом и породнился, женившись на его дочери, которую он в детстве, живя у Питера Кука, часто носил на руках»[7][9].

Кук ван Альст изучил тонкости турецкого шерстяного ковроткачества, которые частично внедрил в производство на Брюссельской шпалерной мануфактуре, хотя так и не нашёл деловых партнёров для сбыта своих шпалер. Как живописца Кука ван Альста относят к романистам (поклонникам Рима и итальянского искусства) антверпенской школы. Под влиянием итальянского искусства Кук ван Альст первым в Нидерландах применил ренессансный орнамент — итальянские гротески с мотивами герм и маскаронов — в книжной гравюре, а затем в картонах для шпалер. В 1544 году Кук ван Альст открыл свою вторую мастерскую в Брюсселе; там он изготовил, среди прочего, большие картоны для шпалер, которые производились в брюссельских мастерских. Его роль в становлении шпалерного искусства в Нидерландах трудно переоценить[10].