Романизм


Романизм (от Roma — Рим) — тенденция художественного мышления, эстетика и течение в нидерландской живописи XVI века, ориентированное на традиции итальянского искусства и, в первую очередь, на достижения школы римского классицизма XVI века. Течение возникло благодаря расширению культурных связей с Италией и в результате воздействия искусства итальянского Возрождения на художников Северного Возрождения[1]. Художники-романисты стремились соединить нидерландские традиции с опытом итальянского Ренессанса, а затем и маньеризма[2]. C аналогичной целью в 1572 году в Антверпене было организовано «Братство романистов».

Обращение нидерландских живописцев к изучению художественных достижений итальянцев было закономерным явлением, усиленным кризисом, переживаемым нидерландской художественной культурой на рубеже XV—XVI веков, а также естественным обменом художественного опыта, столь обычного у художников. Попытки сближения художественных культур Нидерландов и Италии носили самый разнообразный характер, от прямого подражания до творческой интерпретации тем, сюжетов и композиционных решений, они зависели от степени талантливости и оригинальности дарования того или иного мастера. Во всяком случае художники-романисты из числа наиболее одарённых оставили множество прекрасных живописных произведений, обладающих самостоятельной художественной ценностью.

Первым мастером-романистом считается живописец Ян Госсарт (1479—1541) по прозванию Мабюз, от названия родного селения Мобёж (Mabuse). В 1508—1509 годах Госсарт совершил путешествие в Рим. После возвращения работал в Антверпене, Утрехте и при дворе герцога Бургундского в Дижоне. Он не порывал с традициями поздней, «пламенеющей» готики, но одновременно, как писал О. Бенеш, «изучал античное прошлое с по-новому пробудившимся интересом… Оба пути продолжались, и, постепенно, но не сразу, не внезапно, новая манера заменила собой позднюю готику»[3]. Существенно, что Госсарт воспринял классическое искусство не только из Италии, но и посредством «самого итальянского из немецких художников» Альбрехта Дюрера, произведения которого он усердно копировал.

Романизм оказал воздействие на творчество крупнейшего северо-нидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, а также на Йоса ван Клеве, Романистами были последователи Госсарта: П. Кук ван Альст, Б. ван Орлей, Л. Ломбард, Я. Скорель, Ф. Флорис, Я. Хемессен, М. Я. ван Хемскерк[4].