Клеве, Йос ван


Йос ван Клеве, настоящее имя Йос ван дер Беке (нидерл. Joos van Cleve, Joos van der Beke; 1485, Везель — ок. 1540, Антверпен) — нидерландский живописец. Член большой семьи художников из Антверпена эпохи Северного Возрождения. Художник-романист, он обогатил традиционную нидерландскую школу живописи новыми влияниями[4].

Одним из основоположников художественной семьи был Виллем ван Клеве Старший из Антверпена, который стал членом местной Гильдии Святого Луки в 1518 году[5]. Сыном Виллема был Йос ван Клеве по прозванию Йос ван дер Беке (1485— ок. 1540), родившийся в городе Везель в Северной Германии. Второй сын Виллема Старшего — живописец Мартен ван Клеве Старший (ок. 1527—1581). В семье Виллема Старшего были ещё два сына, оба художники: Хендрик ван Клеве Третий и Виллем ван Клеве Младший[6].

Сын Йоса ван Клеве — Корнелис ван Клеве (1520—1567) — живописец, работал в Антверпене и в Англии. Во время проживания в Англии Корнелис заболел психическим заболеванием, и поэтому его называли «Безумный Клиф» (Sotte Cleef)[7]. Сын Мартена Старшего — Мартен ван Клеве Младший (ок. 1560—1604) — также был живописцем. Многие произведения члены семьи выполняли, как это было принято в Нидерландах того времени, совместно. Под фамилией ван Клеве известны и другие художники, но их родственные связи недостаточно ясны[8].

Предположительно Йос ван Клеве мог родиться в городке под названием Клеве, Северный Рейн-Вестфалия, Германия, от которого и произошло его прозвание, а его настоящее имя: ван дер Беке (или Бек). Он начал своё художественное обучение около 1505 года в мастерской Яна Юста ван Калькара вместе с Бартоломеусом Брейном Старшим. Ван Калькару он помогал в росписи главного алтаря Николаикирхе в городке Калькара, Северный Рейн-Вестфалия (1506—1509).

Считается, что Йос ван Клеве переехал в Брюгге между 1507 и 1511 годами, поскольку ранний стиль его живописи аналогичен стилю школы Брюгге. Позднее он переехал в Антверпен, а в 1511 году стал свободным мастером aнтверпенской Гильдии Святого Луки. Он был «со-дьяконом» гильдии в течение нескольких лет.

Поскольку нет никаких записей о его пребывании в Антверпене между 1520 и 1534 годами, вполне возможно, что он отправился в путешествие, направляясь, в частности, в Италию, посетил Геную, где написал алтарь для церкви Санта-Мария-делла-Паче, ныне находящейся в Лувре. Затем он посетил Германию, Францию, о чём свидетельствуют его картины и должность художника при дворе короля Франциска I в Фонтенбло, и Англию.