Большая неделя авиации в Шампани


Большая неделя авиации в Шампани (фр. Grande Semaine d'Aviation de la Champagne) была 8-дневной авиационной встречей, проведённой под Реймсом во Франции в 1909 году; называлась так, потому что её спонсировали крупные местные производители шампанского. Она отмечается как первое международное публичное лётное мероприятие, подтверждающее жизнеспособность полёта тяжелее воздуха.

Ознаменовалась первым конкурсом престижного приза «Кубок Гордона Беннетта», спонсором которого стал Гордон Беннетт, издатель «New York Herald», победителем конкурса стал американец Гленн Кёртисс в соревновании с Луи Блерио. На мероприятии был установлен мировой рекорд по дистанции, полёт на 180 км (110 миль) Анри Фармана, а также дебют ротативного двигателя Гном Омега, установленного на его самолёте Фарман III, который благодаря этому сразу получил признание.

Спонсорами Большой недели авиации, состоявшейся в период с 22 августа по 29 августа 1909 года, были многие ведущие производители шампанского, включая Moët et Chandon и Mumm[1], и мероприятие организовано было комитетом, возглавляемым маркизом де Полиньяком. Это было первое международное публичное лётное событие, которое рассматривалось как в то время[2], так и более поздними историками[3] как знаменующее наступление эры тяжёлой воздушной авиации. В нём приняли участие почти все выдающиеся авиаторы того времени, и среди 500 000[4] посетителей были Арман Фальер, президент Французской Республики и британский канцлер казначейства Дэвид Ллойд Джордж. Неделя проводилась на равнине в Бетени, примерно в 5 км (3 мили) к северу от Реймса, которая впоследствии стала авиабазой Реймс — Шампань[англ.]. Для этого мероприятия была построена большая трибуна, а также ряд навесов для размещения самолёта. Рядом с трибуной был «Популярный корпус», в комплекте с огромным табло. Удобства для зрителей включали в себя ресторан, который мог вместить 600 человек[5], участок специально уложенного газона с эстрадами и клумбами, а также почтовое отделение, из которого ежедневно отправлялось 50 000 открыток и почти миллион слов был использован журналистами.[6] Зона для зрителей находилась всего в нескольких сотнях метров от железнодорожной линии Лаон-Реймс, и была создана временная станция.[7]

Прямоугольная трасса для соревнований длиной 10 км (6,2 мили), обозначенная четырьмя пилонами, была установлена для различных соревнований, с полосой, предназначенной для взлёта и приземления перед трибунами, напротив которой находилась будка хронометриста, снабженная сигнализацией, система показывала зрителям, какое соревнование происходит в данный момент. Условия полётов были примитивными: область, над которой должна была проходить большая часть полётов, была сельскохозяйственной землёй: некоторые посевные площади не были собраны, а там, где это было сделано, были стога сена.[8]