Гном-Рон


Гном-Рон (фр. Gnome et Rhône, полное название фр. Société des Moteurs Gnome et Rhône) — французский производитель авиационных двигателей и мотоциклов. Создана в 1915 году в результате слияния компании Гном (фр. Gnome), основанной в 1905 году, с компанией Рон (фр. Le Rhône) (основана в 1897 году), после Второй мировой войны была национализирована и в мае 1945 года преобразована в компанию SNECMA (фр. Société Nationale d'Étude et de Construction de Moteurs d'Aviation).

В 1895 году инженер Луи Сеген (фр. Louis Seguin) в пригороде Парижа Женвилье основал машиностроительный завод. Вскоре после этого он купил лицензию на производства двигателя Гном (нем. Gnom), разработанного немецким «Моторным заводом в Оберурзеле» (нем. Motorenfabrik Oberursel). Одноцилиндровый двигатель был стационарным, мог работать на соляровом масле, газе или нефти и предназначался для привода станков и другого оборудования в промышленности и сельском хозяйстве. В 1905 году Луи Сеген с братьями и кузеном организовал компанию, которую, недолго размышляя, назвали «Общество Моторов Гном» (фр. Société anonyme des Moteurs Gnome).

В 1907-1908 годах брат Луи, Лоран Сеген (фр. Laurent Seguin), на базе цилиндров Гнома, разработал для использования в авиации ротативный двигатель «Омега», имевший 7 цилиндров и развивавший 50 л. с. при собственном весе 75 кг. Он был показан на Авиационной выставке 1908 года в Париже и затем стал первым в мире серийным мотором этого типа. Первым успехом этого двигателя стала Большая неделя авиации в Шампани в 1909 году, где Анри Фарман установил на своём Фарман III с Гном Омега мировой рекорд дальности полёта в 180 км. Ротативные двигатели, благодаря высокой удельной мощности и малому весу, а также простоте обеспечения охлаждения, произвели тогда самую настоящую революцию в авиации и стали использоваться большинством производителей самолётов во всех странах.[1]

В начале 1909 года Луи Верде (фр. Louis Verdet), работавший в созданной в 1905 году концерном «Пежо» конструкторской компании «Россель-Пежо» (фр. Société des Constructions Aériennes Rossel-Peugeot) начал разрабатывать свой ротативный двигатель, который был в конце 1910 года показан на 3-м салоне аэронавигации в Большом дворце Парижа. После успеха на выставке Верде создал «Общество авиационных моторов Верде» (фр. Société des Moteurs d'Aviation Verdet), а двигатель назвал Рона (по-французски произносится Рон (фр. Rhône)) в честь реки, на берегу которой родился — затем имя реки получила и компания. Первый мотор, также имея 7 цилиндров и развивая 50 л. с., назывался Рон тип 7А (фр. Le Rhône Type 7A).

После нескольких лет конкуренции, в которой у компании Гном были более широкие производственные возможности, а у моторов компании Рон более высокая надёжность, 17 июня 1914 года объединились их конструкторские бюро, а 12 января 1915 года компания Гном поглотила компанию Рон и было создано «Общество Моторов Гном и Рон» (фр. Société des Moteurs Gnome et Rhône) или компания Гном-Рон.[2]