Большой Кристап (скульптура)


Большо́й Кри́стап (латыш. Lielais Kristaps) — мифологизированный образ христианской религиозной традиции в Риге. Восходит к личности священномученика Христофора Ликийского, ставшего впоследствии персонажем религиозных преданий и легенд, сюжет которых получил широкое распространение в западноевропейской и славянской литературе.

В настоящее время на набережной Даугавы напротив Рижского замка, в витрине из бронированного стекла располагается копия скульптуры XVI века, изготовленная скульптором Гинтсом Упитисом в 2001 году, к 800-летию Риги. Подлинная восстановленная скульптура хранится в Музее истории Риги и мореходства[1].

Большой Кристап представляет собой деревянную скульптуру мужчины очень высокого роста с маленьким мальчиком на плече; в одной руке он держит весло, а в другой — небольшой светильник, посредством которого он, являясь перевозчиком, освещает себе путь по реке, через которую он, по условиям своего долговременного служения на благо людям, переправлял всех желающих. На протяжении долгого времени святой Христофор считался покровителем цехов лоцманов, плотовщиков, носильщиков и перевозчиков. Его традиционно почитали в ганзейской Риге как верховного попечителя всех переправ и мостов. Особенно благоговейным отношение к Христофору было со стороны носильщиков и плотовщиков.

Предположительно в первой четверти XVI века неизвестными рижскими мастерами была изготовлена деревянная скульптура святого Христофора, выполненная в подчёркнуто ярких цветах. Тогда и зародилась своеобразная полурифмованная поговорка, с помощью которой можно было ёмко и эффектно охарактеризовать Ригу для так называемого бродячего подмастерья (нем. Wagabundsmeister), который, в соответствии с отдельными пунктами различных цеховых уставов, для получения звания мастера должен был не только создать «шедевр» (нем. Meisterstück), но и посетить несколько городов, входивших в состав Ганзейского союза (куда входила и Рига). Согласно этой поговорке, Рига традиционно отличалась тремя диковинками, к которым причисляли «мост, что на воде лежит, великан, что у ворот стоит, и колокол, что снаружи башни висит». Под первой «диковинкой» понималась одна из главных переправ через Даугаву, которая соединяла Старый город с левым берегом реки. Под третьей — колокол Святого Власия, прикреплённый, что необычно, снаружи к башне рижской Яковлевской церкви: он был подвешен на одной из граней шатра, под киверком (прикрытием наподобие козырька) и выполнял функцию главного городского «колокола тревоги». Второй ганзейской диковинкой Риги — «великаном, что у ворот стоит» — числилась скульптура Большого Кристапа, первоначальное местоположение которой, однако, неизвестно: «у ворот» она оказалась позднее.

В XVIII веке приведённая выше поговорка приобрела окончательный вид, поскольку статуя Кристапа была установлена у главных Карловых ворот. Возле Карлова равелина располагалось подворье, где проживали представители братства лоцманов и перевозчиков; они именовали себя Losträger.