Большой Москворецкий мост


Большо́й Москворе́цкий мост — один из мостов через Москву-реку. Соединяет Васильевский Спуск, улицу Варварку с улицей Большой Ордынкой. Продолжение моста — Малый Москворецкий мост через Водоотводный канал. Длина с подходами — 554 м, ширина — 40 м, высота над уровнем реки — 14 м. Трёхпролётный, монолитно-железобетонный.

Построен на месте одной из старейших переправ в городе. С 1498 года существовал наплавной мост на пути от Тверской дороги к Серпуховской. В 1789 году построен деревянный свайный мост. В 1829 году возведены каменные быки трёх деревянных пролётов по 28 м. Новый Москворецкий мост, заложенный 15 июля 1830 года и оконченный в 1833 году, был возведен с применением деревянных конструкций по проекту инженера П. Я де Витта. В 1870 году мост сгорел, в 1872 году установлены металлические пролёты конструкции инженера А. Е. Струве, изготовленные на его Коломенском заводе[1]. Название дано по Москворецкой улице.

В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы Москворецкую излучину Москвы-реки должны были пересечь пять новых мостов — Крымский, Большой Каменный, Большой Москворецкий, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский. Хотя все мосты сохраняли исторические названия, осевые направляющие их полотен корректировались с тем расчётом, чтобы прокладываемые от них улицы веерообразно сходились к центру на Добрынинской площади; для пропуска волжских судов высота всех мостов поднималась над водой до 14 метров. Согласно Генплану Большой Москворецкий мост занимал центральное место среди возводимых мостов — выходящая на него Большая Ордынка должна была стать головным участком южного луча Север—Юг, улицу планировали спрямить и увеличить её ширину до 60 метров[2].

Для реализации задуманной реконструкции была снесена часть застройки Москворецкой улицы, застройка части Острова перед Малым Москворецким мостом, служившим продолжением трассировки нового южного луча, и здания в начале Большой Ордынки. При этом сохранили Чугунный мост, стоявший по линии старого Москворецкого моста и прежде соединявший его трассу с Пятницкой улицей[2].

Большой Москворецкий мост построен в 1936—1938 годах (архитекторы А. В. Щусев, П. М. Сардарян, инженер В. С. Кириллов)[3][4]).

На этом мосту 28 мая 1987 года на лёгком одномоторном самолёте приземлился западногерманский спортсмен-пилот Матиас Руст.